Транснациональная Unilever основана в 1880-х годах в Англии и Голландии. Сейчас компания работает в 88 странах мира. На российском рынке Unilever, в дальнейшем зарегистрированная как «Юнилевер СНГ», работает с 1991 года. В Петербурге Unilever появился в начале 1994 года, а в 1995 году к компании была присоединена парфюмерно-косметическая фабрика «Северное Сияние». В марте 2002 года открылась чаеразвесочная фабрика, построенная рядом с фабрикой «Северное Сияние». Сегодня в российском и украинском представительствах Unilever работает около 1,5 тыс. человек - в Москве, Петербурге, Туле, Киеве - и более чем в 100 других крупных городах России и Украины. На российском рынке Unilever продвигает такие марки, как Lipton, Knorr, Calve, Domestos, Timotey, Dove.
Недавно компания завершила внедрение ERP-системы SAP Business Suite, которая охватила все подразделения компании «Юнилевер СНГ» и ее основные бизнес-процессы. Как рассказал корреспонденту spbIT.ru менеджер по бизнес-системам «Юнилевер СНГ» Андрей Князев, история автоматизации началась в 1994 - 1995 годах, когда «Юнилевер» в России из представительского офиса стал превращаться в полномасштабную производственно–торгующую компанию, требующую интеграции своих процессов в виде ИТ-системы. В концерне в разных странах мира тогда использовались две системы, в зависимости от размера и сложности конкретной дочерней компании: SAP для крупных компаний и SUN Accounts/SUN Business – для средних и малых. В России на то время инвестиции в SAP вряд ли бы оправдали себя, тем более что русифицированной версии SAP тогда не существовало. Поэтому было принято решение о внедрении SUN. Система SUN вполне выполняла те задачи, на которые она была рассчитана, и в итоге «Юнилевер» в России проработал на ней почти 9 лет.
«К 1998 году, после покупки маргаринового завода в Москве и в связи с увеличением объемов производства в России, все больше стала проявляться задача интеграции в ИТ-систему производства, планирования и логистики. Иными словами, потребность в более интегрированной и масштабируемой системе стала острее. Ответ был предопределен корпоративным стандартом компании – SAP, но в планы вмешались внешние факторы – финансовый кризис и последовавшие спад производства и изменения в структуре компании. Было принято стратегическое решение о переходе на SAP в 2003 - 2004 году», - рассказывает Андрей Князев.
Для обеспечения работоспособности текущей версии SUN, которая к этому времени достигала своих пределов по производительности и объему, в компании был проведен проект по созданию корпоративного хранилища данных, который изначально был направлен на то, чтобы разгрузить SUN от всех задач поставки и обработки информации, оставив только процессинг первичных транзакций. Хранилище было реализовано на основе технологий Oracle и Business Objects. Первоначальное внедрение оказалось настолько успешным с точки зрения определения и создания логических структур данных и выбранных технологий, что проект продолжал развиваться в сторону новых функциональных областей, как, например, анализ продаж, где хранилище в итоге заменило использовавшийся до этого Oracle Sales Analyser. Все концепции хранилища остались реализованными и после внедрения SAP.
Для проведения проекта по внедрению SAP в компании была сформирована команда из представителей различных бизнес-областей. Как отметил Андрей Князев, важным фактором успешности проекта стало понимание с самого его начала на всех уровнях компании факта, что внедрение SAP это не ИТ-проект – это один из наиболее значимых бизнес-проектов. Методологическая поддержка проекта осуществлялась центральной европейской командой «Юнилевер» по внедрению и поддержке SAP. Проект представлял собой внедрение предопределенной модели SAP, используемой в остальных европейских компаниях концерна. Методология внедрения подразумевала адаптацию бизнес-процессов под существующую модель, если только это не вступало в противоречие с законодательными и нормативными требованиями. «В идеальном случае внедрение по такой методике подразумевает добавление так называемых company codes к уже существующей SAP-системе, что значительно упрощает центральную поддержку нескольких стран. В силу специфики требований русской версии SAP и различия кодовых страниц для кириллицы и латиницы в использованной версии SAP Россия в итоге оказалась на отдельной системе SAP, но полностью гармонизированной с остальными странами», - объясняет Андрей Князев.
В ходе проекта были внедрены все модули SAP, включая SD (логистика-сбыт), FI и CO (финансы и учет), MM (управление материальными активами), PP-PI (Product Planning - Process Industry), QM (управление качеством) и т. д. Исключением стали модули QA, PM (Plant Maintenance) и Investment Management. Также в проекте не рассматривалась функциональность SAP HR (управление персоналом) - для этого используется отдельное ПО – PeopleSoft. Интегральной частью внедренной модели является также APO (система оптимизации расширенного планирования).
По словам Андрея Князева, основные проблемы в течение проекта были связаны не столько с конфигурациями SAP, сколько с изменениями, связанными с переходом пользователей на новую систему и переходом на новый уровень интегрированных бизнес-процессов. В числе технических задач были адаптация «русской» части SAP, обеспечение работоспособности фабричного оборудования (принтеров этикеток в производственных областях) и т. д.
Первоначально запуск SAP в России и Украине планировался на апрель 2005 года, но по разным причинам срок был передвинут на один месяц, на май 2005 года. «Благодаря огромной работе, проделанной в области подготовки конфигураций, данных и пользователей, переключение на новую модель SAP/APO прошло достаточно гладко», - говорит Андрей Князев. Работа в этой области не прекращается с запуском системы. Для внедрения новых требований и исправления допущенных неточностей в компании используется достаточно строгая процедура управления изменениями. Ключевые пользователи, которые являются главным интерфейсом между системой и бизнесом, работают в тесном взаимодействии со всеми пользователями системы в компании (их около 500), с одной стороны, и с центральной группой поддержки системы - с другой. Эта структура реализована во всех подразделениях компании.
С внедрением SAP количество пользовательских мест ERP-системы существенно расширилось. Как рассказала менеджер по управленческому учету компании «Юнилевер СНГ» Елизавета Замыцкая, в Петербурге, например, на фабрике «Северное Сияние» с введением SAP количество пользовательских мест увеличилось с 177 (по данным на март 2003 года) до 244 (в августе 2005 года). На чаеразвесочной фабрике - с 27 до 45 соответственно. Большинство новых мест открыто непосредственно в производственных помещениях, тогда как с помощью SUN были автоматизированы в основном офисные помещения компании. Стоимость проекта не раскрывается, по некоторым оценкам она может составить несколько миллионов долларов.
В части управляющей информационной системы MIS в компании было перезапущено корпоративное хранилище данных на основе Business Objects. Потребовалась его достаточно большая адаптация с точки зрения логики объектов, их взаимосвязей и алгоритмов загрузки, но концепция осталась неизменной. Таким образом, в настоящее время в компании реализована следующая системная архитектура: система бизнес-транзакций – SAP 4.6.c, система планирования спроса, логистики и производства – SAP APO, MIS – корпоративное хранилище с Business Objects на уровне Business Intelligence, HR-система – PeopleSoft. Активное развитие получили различные приложения в рамках корпоративного Интранета, а также различные специальные системы.
В рамках ИТ существует специальный отдел Operations, контролирующий поддержку работоспособности клиентской и сетевой части инфраструктуры, WAN, телефонии и т. д. Также в этой группе функционирует национальная служба поддержки. Процессы и структуры в отделе Operations выстроены в максимально возможном соответствии с принципами ITIL. Поставщиками сервисов для Operations являются разнообразные российские и европейские компании, а также корпоративный отдел инфраструктуры, расположенный в Англии. Отдел Operations поддерживает географически распределенную сеть из 1,5 тыс. пользователей, включая 5 основных офисов, 13 крупных региональных центров и более 150 небольших офисов. Все крупные офисы объединены в корпоративную сеть посредством Интернета (частные подсети). Небольшие офисы, как правило, используют коммутируемое подключение к Интернету.