Направление по работе с физлицами в «Комлинк Телекоме» развивается уже несколько лет. Но только недавно, как стало известно IP-News, компания решила выделить его в самостоятельное подразделение. При этом, следуя общему тренду, оператор также запускает услугу IPTV.
Деятельность в «частном» секторе, в отличие от работы с юрлицами, подразумевает, что дальнейшее развитие бизнеса требует гораздо больших капиталовложений, чем это необходимо при работе в корпоративном сегменте. К тому же, как рассказал источник IP-News, если инвестиции для юрлиц окупались в «Комлинке» максимум через полгода, то возвращения денег от «частных» абонентов следует ждать гораздо дольше, и это также является сдерживающим фактором для активного расширения «частного» направления.
По информации источника, в дальнейших планах «Комлинк» - предоставление услуги WiMAX в Ленобласти и строительство собственного дата-центра. Причем, что касается последнего, то оператора не пугают дискуссии о перенасыщении рынка и недостаточном спросе на услуги ЦОДов. Однако сегодня некоторые участники рынка все же скептически относятся к таким планам.
При этом другие эксперты расценивают подобные действия «Комлинк Телекома» по большей части как маркетинговый ход, либо объясняют их предварительно полученной договоренностью на подключение нескольких новых домов. Причем большинство из них уверены, что перед компанией не стоит задачи привлечения инвестиций с целью дальнейшей продажи активов. «Реструктуризация – это не способ повышения привлекательности активов предприятия для их покупки более крупными игроками», - уверен исполнительный директор SkyNet Андрей Шпедер.
Сама же компания данную информацию не прокомментировала никак.
«Как правило, компании скрывают основные параметры стратегии развития в тех случаях, когда такой стратегии у них попросту нет. Если компания не может обозначить основные цели — хотя бы в относительных показателях, — можно с большой долей уверенности предположить, что у нее просто нет программы развития», - прокомментировал молчание «Комлинк Телекома» Юрий Брюквин, генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком». Он предположил, что руководство компании поставило задачу освоить новые перспективные рынки, этим и объясняется активизация в «модных» направлениях — запуск IPTV, Triple Play и т.п.
Юрий Брюквин также считает, что движение в «частный» сектор было вызвано экономическим кризисом. «В силу сложной экономической ситуации юрлица сократили объем потребляемых услуг связи, а «частники», в целом по рынку, напротив, увеличили. Соответственно «Комлинк» хочет продвинуться в те сегменты, которые менее всего пострадали», - пояснил г-н Брюквин.
Как известно, расширение сферы деятельности корпоративного провайдера за счет «частников» – довольно расхожая практика для российского телеком-рынка. «Трудностей с выходом на «частный» рынок в свое время мы не испытали, поскольку покупка действующей сети с командой профессионалов решала все проблемы. Трудности могли возникнуть при таких процессах, как организация техподдержки, работа call-центра, оформление документов, прием платежей и т. п., - рассказал менеджер по маркетингу компании «Элтел» Константин Киселев. - При этом компании пришлось провести значительные работы по модернизации всех сегментов домовых сетей, чтобы они соответствовали требованиям оператора, работающего на корпоративном рынке».
Г-н Киселев признается, что важнейшее отличие работы с юрлицами заключается в том, что в конечном итоге большее количество клиентов платит меньшие суммы. Кроме того, для работы с физическими лицами, нужна отдельная маркетинговая стратегия, отличная от той, которая работает в корпоративном сегменте.
Перспективы «Комлинк Телекома» в «частном» сегменте другие игроки оценили также крайне сдержанно и не очень оптимистично.
«Я не знаю примера, когда бы корпоративный провайдер стал обслуживать физлиц и остался доволен этими изменениями и работой нового «частного» подразделения. – прокомментировал Андрей Шпедер. - Так поступили уже многие, например, ОБИТ, «ЛАНК Телеком» или «Элтел», но только последнему удалось добиться конкретных результатов». Он полагает, что компании, ориентированной на корпоративный сектор, бывает сложно перестроиться на другие реалии работы, в результате чего новое направление не приносит желаемой прибыли. «Покупается обычно что-то конкретное: договора, волоконные сети. Так было в случае с «Суммой Телеком», которая купила «Цифру», в основном, из-за большого охвата сети», - добавил г-н Шпедер.
Что касается новой торговой марки «Симкей», то игроки рынка здесь не склонны переоценивать значение бренда для «частных» пользователей ШПД. «Далеко не всегда федеральные провайдеры с сильными, известными брендами, становятся лидерами ШПД-рынка за счет каких-то маркетинговых инноваций. Яркий пример — Санкт-Петербург, где на рынке Интернет-доступа для физлиц лидируют региональные компании, а владелец бренда стоимостью более $7,5 млрд растет медленнее рынка», - аргументировал Юрий Брюквин.
Дарья Афонина