Первое в России M2M-решение от Jasper Wireless в сетях «Билайн»

Компания «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и международный поставщик приложений в области М2М для операторов мобильной связи Jasper Wireless объявили о подписании эксклюзивного соглашения в области развития М2М-технологий. В рамках контракта до середины сентября 2010 года «Билайн» запустит свое новое решение «Центр управления М2М» на базе глобальной платформы Jasper, которая уже широко используется во многих странах.

Термин «телематика» подразумевает объединение телекоммуникаций и информационных технологий с целью передачи информации между различными устройствами на расстоянии. Взаимодействие устройств (машин) при помощи технологий связи получило название Machine-to-machine или M2M. Сегодня практически любое устройство, снабженное микропроцессором, может быть подключено к сети с помощью GSM-модуля и обмениваться данными с другими устройствами или центром обработки информации по каналам GPRS, SMS, CSD (Circuit Switched Data – стандартная технология передачи данных с коммутацией каналов в сети GSM) или MMS (все подробности развития российского рынка M2M в нашем обзоре от 22 января 2010 г.).

Продукт, который  «Билайн» в скором времени выведет на российский рынок, будет представлять собой многофункциональный центр управления всеми SIM-картами клиентов, используемыми в беспроводных модулях удаленных устройств (в датчиках, банкоматах, терминалах, системах, сенсорах, счетчиках и т. д.). При этом в режиме реального времени через простой web-интерфейс клиенты смогут отслеживать и получать разнообразную статистику по всем используемым SIM-картам. Такого решения раньше не предоставлял никто, поэтому в пресс-службе «Билайна» особенно подчеркивают, что оператор выводит на рынок принципиально новый продукт, не имеющий аналогов в России, под названием «Центр управления М2М». Это дает возможность клиентам защитить свою компанию от нецелевого использования SIM-карт и контролировать трафик, а также рассчитывать собственные бизнес модели, – платформа позволяет устанавливать гибкий биллинг для конечного пользователя. Благодаря новым решениям, у мировых брендов из сегмента потребительской электроники (навигаторы, e-readers, фоторамки, игровые консоли и другие персональные устройства) появляется возможность для выхода на российский рынок М2М-решений и работы в сетях «Билайна».

«В мировом сообществе существует постоянно растущий спрос со стороны производителей персональных устройств на управление М2М-соединениями. Благодаря партнерству с «Билайн» мы рады предоставить этим компаниям возможность перспективного выхода на российский рынок», – прокомментировала соглашение исполнительный вице президент по международным продажам и маркетингу компании Jasper Синди Паттерсон (Cindy Patterson).

 

Вскоре SIM-карты от «Билайн» будут встроены
в устройства потребительской электроники

 

Благодаря данному сотрудничеству «Билайн» вступает в сообщество М2М-операторов – партнеров Jasper Wireless, в которое в настоящее время входят такие операторы связи, как AT&T, KPN, Rogers, Telcel.
«В настоящее время российский рынок переживает начальную стадию развития направления М2М. Несмотря на то что это направление новое на российском рынке, благодаря сотрудничеству с Jasper мы прогнозируем в ближайшем будущем активный спрос на М2М-решения как среди наших существующих, так и потенциальных клиентов», – рассказал вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКом» Андрей Патока.
Если говорить о развитии рынка в целом, то в J’son & Partners Consulting полагают, что российский рынок беспроводных М2М-решений находится «в преддверии большого взрыва». Во-первых, существует заинтересованность в сервисах со стороны потенциальных потребителей, начиная от предприятий с собственными автопарками (системы контроля и удаленного мониторинга транспортных средств) и заканчивая банками с защищенными каналами передачи данных, необходимыми для развертывания сетей банкоматов. Во-вторых, есть готовность операторов беспроводной связи к оказанию подобного рода сервисов на должном уровне качества по доступным ценам.

О перспективности этого рынка говорят и в МТС, по собственным оценкам которого количество M2M-модулей в его сетях на наиболее развитом в этом отношении рынке Москвы составляет менее 1 % абонентской базы. Общее количество подключенных машин, по оценкам оператора, составляет порядка 1,2-1,5 млн устройств.
Между тем о принципиальных отличиях разработки «Билайна» и Jasper Wireless «Центр управления М2М» от решений конкурентов и значении для рынка в целом рассказал эксперт J’son & Partners Consulting Владимир Кудряшов. По его словам, подписанное вчера соглашение может стать достаточно серьезным шагом вперед в рамках развития российского M2M-рынка. «Необходимо отметить, что на мировом рынке формат работы «инфраструктура оператора + компетенции и платформа компании, специализирующейся в области M2M = готовый сервис для потребителей» весьма распространен и доказал свою эффективность, соответственно, данный опыт можно и нужно использовать в России. Технологическая платформа и опыт Jasper Wireless позволят «ВымпелКому» оперативно вывести на российский рынок целый ряд сервисов, реализованных с учетом специфики M2M-клиентов», – отмечает эксперт.

 

Новое решение будет продвигать мощный тандем.
Слева направо: представитель Jasper Синд Паттерсон,
вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКом»
(«Билайн Бизнес») Андрей Патока, директор по маркетингу
бизнес-сегмента «ВымпелКом» («Билайн Бизнес») Оксана Беляева

 

МТС, как и «МегаФон», также активно осваивают этот рынок. «МТС в начале года анонсировали запуск специализированного ТП «Телематика» и продажу «промышленных» SIM-карт, а «МегаФон» предлагает своим абонентам ТП «Управление удаленными объектами». Однако, если «ВымпелКом» сможет воспользоваться преимуществами совместной работы от Jasper Wireless, то он займет значимую долю на растущем рынке М2М», – заключает эксперт J’son & Partners Consulting Владимир Кудряшов.

Напомним, что первым шагом в стратегии МТС по развитию M2M-сервисов был запуск услуги защищённой передачи данных (APM) и запуск в декабре 2009 года тарифа «Телематика», созданного специально для корпоративных клиентов и ориентированного на передачу данных между M2M-устройствами. «На втором этапе МТС запустила инновационный продукт для M2M-рынка – надежные и долговечные термостойкие SIM-карты (работают при температурах от -40 С до +105 С). Такие SIM-карты получили распространение в мире лишь в 2008-2009 гг., и на российском рынке пока ни у одного оператора, кроме МТС, такого предложения нет», – отмечают в пресс-службе МТС. В целом же, по консервативным оценкам оператора, в течение ближайших пяти лет число пользователей M2M-сервисов МТС в России превысит 3 млн (см. обзор рубрики «Мобильная связь» от 22 января 2010 г.).

По словам начальника департамента по новым технологиям и проектам компании "МегаФон" Дениса Ночевнова, в области М2М оператор предоставляет два федеральных продукта - "SIMбиоз" и "Управление удаленными объектами", общее количество подписчиков на которые исчисляется несколькими десятками тысяч. "Сотрудничество с компаниями, разрабатывающими интегральное серверное управление М2М-устройствами, мы пока рассматриваем как малоперспективное, т.к. обычно нашими клиентами в этой области являются как раз поставщики дистанционно контролируемых устройств, а они предпочитают организовывать средства управления своими объектами самостоятельно, имея достаточно знаний и ресурсов для организации необходимого серверного оборудования на своей стороне. (Наиболее типичный пример - поставщики спутниковых антиугонных систем). Напротив, частному клиенту  нет необходимости «строить» сервера для наблюдения за своими устройствами, например, дома или на даче. В данный момент мы разрабатываем решение, которое будет интересно нашим частным клиентам и поможет легко контролировать удаленные объекты посредством мобильного телефона. Но так как на рынке мы не нашли компаний, предоставляющих сервис полностью, и которые отвечали бы нашим требованиям, мы занялись разработкой подобного устройства самостоятельно" - так прокомментировал ситуация на российском рынке М2М-решений г-н Ночевнов.

Несмотря на потенциальные возможности роста российского рынка M2M-решений до недавнего времени, соглашение между «Билайн» и Jasper Wireless может действительно активизировать его рост. Между тем для этого в России имеются немалые предпосылки. «Развитию рынка будет способствовать множество факторов: от развития технологий (удешевление и миниатюризация GSM-модулей, распространение ГЛОНАСС-приемников, проникновение М2М-сервисов в потребительский сегмент) до развития правовой базы в области законодательства о предоставлении услуг связи. Даже экономический кризис является фактором развития для М2М, т. к. переход на эти технологии позволяет серьезно повысить эффективность бизнеса (например, в области грузоперевозок ввод систем мониторинга позволяет добиваться экономии до 30 % затрат на ГСМ и обслуживание)», – отмечают в пресс-службе МТС.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Безопасность

Ключевые слова: Билайн