ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» – предприятие ПФПГ Холдинга, оператор телекоммуникационных услуг в крупнейших российских регионах, поставщик Triple Play услуг: кабельное телевидение («Диван-ТВ»), постоянный доступ в Интернет для частных лиц («Дом.ru») и организаций, IP-телефония и телефонная связь «ГорСВЯЗЬ». Базовые направления деятельности компании реализуются в каждом городе на базе Городской универсальной телекоммуникационной сети (ГУТС), построенной по технологии «оптика до дома». Управление компаниями в городах России осуществляет ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг». По итогам 2009 года выручка оператора составила 4,6 млрд рублей. Прирост по отношению к 2008 году составил более 60 %.
«ЭР-Телеком» работает на корпоративном и частном рынках 22 российских городов: Пермь, Самара, Волгоград, Волжский, Пенза, Киров, Йошкар-Ола, Казань, Нижнекамск, Набережные Челны, Тюмень, Ижевск, Оренбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Саратов, Красноярск, Воронеж, Барнаул, Липецк. По итогам 2009 года на долю компаний холдинга в 17 городах присутствия (исключая проекты в 5 новых городах – Саратов, Красноярск, Воронеж, Барнаул, Липецк) приходится 38 % рынка ШПД и 49 % рынка КТВ. Совокупная абонентская база насчитывает более 2 млн домохозяйств.
На сегодняшний день «ЭР-Телеком» занимает 8 % и 7 % российского рынка КТВ и ШПД соответственно. В долгосрочной стратегии оператор намерен стать лидером российского рынка в данных отраслях по выручке, заняв не менее 20 % рынка к 2014 году. Инвестиции в развитие составят порядка $500 млн. Стратегия будет профинансирована в счет собственных и привлеченных ресурсов. С учетом географического расширения деятельности компании до 22 городов, к концу 2010 года «ЭР-Телеком» планирует рост выручки на 40 % – до 6,4 млрд руб.
Стратегия развития «ЭР-Телеком» включает в себя географическое расширение, и компания уже приступила к нему в конце 2009 года, запустив на собственные средства проекты сразу в 5 городах – Саратов, Барнаул, Липецк, Красноярск, Воронеж. В каждом городе сети строятся с нуля по технологии «оптика до дома». На базе ГУТС масштаба города будет оказываться полный спектр услуг населению и юридическим лицам. Инвестиции в строительство сетей и их последующее освоение в 5 новых городах составят более 2 млрд рублей. Планируется, что к концу 2010 года абонентская база в каждом городе достигнет 30 тыс. домохозяйств.
Как уточнили в ИК «Финам», в планах компании увеличить охват в ближайшие 4 года до 45 городов. В стратегию не входит присутствие на московском рынке (в связи с жесткой конкуренцией), но рынок Санкт-Петербурга компания для себя не исключает. И действительно, недавно стало известно, что «ЭР-Телеком» намерен выйти на телекоммуникационный рынок Санкт-Петербурга. В ближайшее время будет открыт филиал компании в этом городе, а примерно через полгода компания приступит к оказанию услуг.
На данный момент неизвестно, будет ли оператор вести строительство собственной инфраструктуры или приобретёт местного игрока. Можно предположить, что компания пойдёт по отработанной схеме и примется за строительство городской сети, однако участники рынка прочат оператору сложности с набором абонентской базы в таком случае. «Если компания «ЭР-Телеком» планирует выйти на рынок домашних пользователей, то ее успешное развитие возможно в случае покупки активов присутствующих на территории Санкт-Петербурга операторов, которые уже имеют разветвленную кабельную сеть, а также серьезную абонентскую базу. В таком случае можно ожидать усиления конкуренции, с учетом опыта работы «ЭР-Телеком» в регионах. При этом необходимо понимать, что рынок ШПД в Петербурге практически сформирован и увеличение абонентской базы фактически возможно только за счет ротации абонентов, – отмечает руководитель коммерческого отдела Санкт-Петербургского филиала «ВестКолл» Андрей Симоненков. – На корпоративном рынке также наблюдается достаточно сильная конкуренция. Какие перспективы у компании на рынке корпоративных клиентов, предположить достаточно сложно. Но не стоит ожидать серьезного изменения ситуации в этом сегменте с выходом «ЭР-Телеком» на рынок Петербурга. Вряд ли кто-то из существующих операторов связи готов сдавать свои позиции. Наиболее вероятный ход развития событий – покупка небольших операторов на рынке Санкт-Петербурга вместе с существующей сетью и абонентской базой. Стартовать как-то иначе, на мой взгляд, будет достаточно трудно. Результаты выхода на рынок Петербурга нового игрока будут зависеть от стратегии и тактики развития, от тех конкретных шагов, которые оператор сделает в первые дни работы. И в любом случае эти результаты мы скоро увидим».
Чем характеризуется петербургский рынок ШПД? По оценкам J’son & Partners Consulting, по итогам 2009 года количество выделенных «домашних» широкополосных проводных подключений в Санкт-Петербурге составило 1,5 млн, что на 300 тыс. больше значений 2008 года. Уровень проникновения достиг 58 % (см. также обзор раздела
«Провайдеры Петербурга» от 30 декабря 2009 г.). По прогнозам J’son & Partners Consulting, в 2010 г. количество широкополосных подключений достигнет 1,8 млн (66,2 % всех домохозяйств). «Рынок интернет-доступа в Санкт-Петербурге сейчас достаточно фрагментирован, и развитие конкуренции находится на высоком уровне. Услугу фиксированного ШПД предоставляют порядка 100 провайдеров, из которых топ-3 занимает 50 % рынка. Достаточно высокий уровень проникновения услуги ШПД говорит о постепенном насыщении рынка, поэтому набор абонентской базы для компании «ЭР-Телеком» будет возможен либо за счет миграции абонентов из других сетей, либо за счет скупки мелких провайдеров», – считает руководитель группы исследователей-аналитиков J’son & Partners Consulting Кирилл Локтев.
Руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков убеждён, что для «ЭР-Телеком», успешной в своей региональной экспансии, в Петербурге складывается совершенно другая рыночная ситуация. «ЭР-Телеком» является крупным региональным игроком и, что немаловажно, по крайней мере, пока, развивается не для продажи, отвергая подобные предложения. Компания составляет большую конкуренцию МРК «Связьинвеста» в регионах и имеет абонентскую базу более 1 млн человек, и это при том, что компания не представлена в столицах. Однако возможный выход компании в Петербург выглядит не столь безоблачным. Прежде всего потому, что рынок уже давно сформировался, процент проникновения ШПД для частных лиц, по нашим данным, уже составляет почти 65 %. Поэтому выйти в город и добиться серьезных результатов можно только через приобретения местных игроков», – комментирует аналитик.
Однако есть и оптимистичные для оператора прогнозы. Например, в числе преимуществ «ЭР-Телеком», которые позволят оператору отвоевать свою долю рынка, аналитики называют качество обслуживания абонентов. «Как показывает практика, «ЭР-Телеком» отвоевывает значительную долю рынка у существующих игроков (в ряде городов доля компании превышает 40 % в сегменте ШПД). Исходя из этого можно предположить, что в Петербурге ситуация будет выглядеть аналогичным образом. Другое дело, что здесь конкуренция выше и реально доля рынка может достичь 15-20 %. Основным конкурентным преимуществом «ЭР-Телеком» является высокое качество обслуживания, – считает аналитик ИК «Финам» Эльдар Вагабов. – В самой компании его измеряют показателем того, сколько минут в месяц среднестатистический пользователь Интернета не получает услуг. Оказывается, что у компании самый низкий показатель на рынке (порядка 28 минут), тогда как другие компании идут с большим разрывом (например, у компаний «Связьинвеста» этот показатель достигает в среднем 2 часа)».
Сами участники местного рынка, которые знают ситуацию не понаслышке, говорят, что компанию «ЭР-Телеком» ждёт немало трудностей. «Пока информации о планах «ЭР-Телеком» немного: не самое подходящее время делать прогнозы. Неизвестно даже самое принципиальное – будет ли «Российский Телекоммуникационный Холдинг» покупать какую-либо петербургскую домашнюю сеть или начнет со строительства собственной инфраструктуры. В любом случае выйти на рынок «ЭР-Телекому» будет нелегко: конкуренция слишком высока, чтобы новый игрок мог претендовать на сколько-нибудь значительную долю. В регионах, где «ЭР-Телеком» работает сейчас, соперников у компании меньше, а ARPU выше. По сути, «Российский Телекоммуникационный Холдинг» может оказаться не готов к петербургскому рынку», – считает директор петербургского филиала ООО «Сумма Телеком» Андрей Полунин. Напомним, что сама «Сумма Телеком», приступившая к оказанию услуг чуть больше года назад, смогла выйти в десятку лидеров рынка только за счёт приобретения крупного игрока (см. новость раздела
«Провайдеры Петербурга» от 10 сентября 2009 г.).
Тяжёлый и затратный путь пророчит «ЭР-Телекому» и генеральный директор ООО «ОБИТ» Андрей Гук: «Пока компания «ЭР-Телеком» не начала проводить в городе рекламную кампанию, работу с абонентами – затруднительно сказать, какую она изберет стратегию выхода на рынок и продвижения. Но вообще игрок это крупный, известный – так что вполне может занять на рынке достойное место. Только для этого «ЭР-Телекому» придется вложить немалые средства в продвижение, в человеческие ресурсы, т. к. сейчас телеком-рынок Петербурга один из самых «перегретых» и конкурентных в стране как в сегменте физических лиц, так и юридических лиц. Поэтому вход на него и достижение хороших показателей развития, конечно, возможны, но достаточно тяжелы и затратны».
И всё же прогнозировать успехи «ЭР-Телеком» на рынке Петербурга на столь раннем этапе достаточно сложно. Как отметил генеральный директор агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин, открытие филиала не есть выход компании на рынок, и пока «Эр-Телеком» не предоставляет услуг абонентам, говорить о его выходе в Санкт-Петербург преждевременно. «Если же рассуждать о перспективах в Санкт-Петербурге нового игрока, то в данный момент на рынке уживаются 100 провайдеров; найдется ниша и для 101-го. Чтобы занять видимую долю, новому игроку придется построить в городе более-менее качественную сеть и организовать систему продаж. И для того и для другого нужны время и деньги», – добавляет г-н Брюквин.
Интересно ещё одно предположение, которое выдвинул Денис Кусков. Оно заключается в том, что компания, вероятно, не будет создавать филиал в Санкт-Петербурге, а лишь ищет кадры для своих уже работающих филиалов.