В пятницу МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и Tele2 объявили, что в семи регионах России (республики Марий Эл и Мордовия, Владимирская, Воронежская, Московская, Нижегородская и Рязанская области) будет открыт национальный роуминг. Если сеть одного из операторов будет повреждена, его абоненты смогут зарегистрироваться в сети другой компании. При этом все три оператора, в соответствии с указанием Минкомсвязи (приказ №99 Министерства связи и массовых коммуникаций РФ «О дополнительных мерах по повышению устойчивости функционирования сооружений и объектов сферы связи и массовых коммуникаций»), будут применять единый принцип тарификации — 5 руб. за минуту исходящей связи по России, 2 руб. за SMS-cообщение, входящие звонки будут бесплатными. Тарификация будет сохраняться до отмены в регионе режима чрезвычайной ситуации.
До настоящего времени регулятору не приходилось диктовать тарифы сотовым операторам — в условиях конкуренции цены на связь постоянно снижались, и в отличие от фиксированных тарифов на связь Федеральная служба по тарифам не устанавливала их предельные значения. Однако весной этого года остро встал вопрос роуминговых тарифов — ФАС завела дело на «большую тройку» по поводу цен на звонки и SMS в роуминге и будет рассматривать его в конце августа.
Такое вмешательство регулятора в хозяйственную деятельность операторов не совсем обосновано с точки зрения законодательства, считает независимый эксперт по юридическим вопросам в области телекоммуникаций Антон Богатов. «Это некое добровольное действие операторов, некий знак социальной ответственности», — говорит он.
Согласно существующему законодательству регулятор получает в чрезвычайных ситуациях определенные полномочия, но они касаются вопросов общего пользования сети и не могут затрагивать хозяйственную деятельность операторов. Вместе с тем в сложившемся положении, когда пожары могут нарушить электроснабжение базовых станций, введение национального роуминга и единых тарифов вполне разумно. «Главное, чтобы вмешательство в тарифную политику операторов не стало прецедентом», — говорит г-н Богатов.
ЕЛЕНА ЗЛЕНКО