Первым этапом перехода к предоставлению услуг в электронном виде станет размещение информации об услуге в Сводном реестре государственных услуг и на едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru), где в дальнейшем также появятся формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, которые можно будет копировать и заполнять в электронном виде. На едином портале госуслуг заявителям будет обеспечена возможность представлять документы в электронном виде, а также осуществлять мониторинг хода предоставления услуги. И, наконец, заключительным этапом станет обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на едином портале государственных услуг, если это не запрещено федеральным законом.
В соответствии с планом возможность обращаться за предоставлением большинства государственных услуг через Интернет будет предоставлена горожанам к 2013 году. В утвержденный план вошли конкретные мероприятия по переходу к оказанию государственных услуг в сфере образования и науки, здравоохранения, социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства, имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, а также в сфере культуры.
«Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев большое внимание уделяет развитию электронного документооборота в России. Санкт-Петербург – лидер в инновационном развитии и будет в дальнейшем следовать этим курсом, осваивая самые современные технологии. Предоставление государственных услуг в электронном виде – это системное преобразование, во многом меняющее взаимоотношения государственной власти и гражданина», – подчеркнула Валентина Матвиенко.
Активная реализация проекта по переводу документооборота на «электронные рельсы» началась в нынешнем году. Напомним, что в марте 2010 года Министерство связи и массовых коммуникаций начало организовывать специальные мероприятия для правительств региональных субъектов по организации и приоритетам государственных услуг в электронном виде. Целью данных тренингов стало разрешение вопросов организационного, нормативно-правового и технического характера в предоставлении гражданам госуслуг в электронном виде.
Следующий этап был реализован в апреле месяце, когда на едином портале госуслуг начал работать сервис авторизации – «личный кабинет», где граждане могут регистрироваться и отправлять документы на оформление различных государственных услуг. Кроме того, на портале доступна информация по услугам, связанным с налогами, пенсиями, страховыми взносами, паспортами, получением виз, лицензированием отдельных отраслей деятельности и пр.
С будущего года, как отмечал ранее премьер-министр РФ Владимир Путин, ведомствам будет запрещено требовать от граждан ту информацию, которая уже содержится в базах данных государственных органов власти. Ну, а к 2013 году, как было указано выше, просители смогут получить ответ на свой запрос в виртуальном режиме. Добавим также, что для авторизации пользователей предполагается использовать единую электронную карту, что позволит гражданам не запоминать десятки паролей и учетных записей – все государственные системы будут «узнавать» его автоматически. Кроме идентификации личности, по мнению чиновников Правительства РФ, на такой карте должно находиться социальное приложение, медицинское, транспортное, страховое и банковское.
До полной реализации возможностей получения государственных услуг в электронном виде предстоит решить ряд проблем. Одной из них является отсутствие единой системы СЭД между органами госвласти. Напомним, что в конце июня этого года в Москве прошёл форум «Государственные электронные услуги: приоритеты и условия реализации в России», где были обсуждены вопросы развития проектов электронных госуслуг и трудности в их реализации (см. новость раздела «Электронное правительство» от 30 июня 2010 г.).