«МТС-Поиск» является торговой маркой, под которой компания продвигает так называемые услуги определения местонахождения абонента (Location Base Services). Специально для них создан портал MPoisk.ru, который недавно стал доступен и для абонентов Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, компания модернизировала свою местную сеть, на которой было установлено специальное оборудование Ericsson, позволившее организовать данную услугу.
Все услуги в рамках «МТС-Поиск» абонент может получить через портал (сейчас работает его интернет-версия, в ближайшее время появится WAP-вариант, кроме того, данные могут доставляться и с помощью SMS-сообщения). Сейчас на петербургском разделе MPoisk.ru доступно пять сервисов, которые имеют различное позиционирование при единой технологической базе – для всех услуг используется технология определения сетью GSM, т. е. оператор определяет местонахождения SIM-карты в сети. Местоположение искомого объекта определяется на основе анализа параметров сигнала с его телефона (MPS – Mobile Positioning System). Таким образом, если телефон абонента выключен, определить его местоположение невозможно. Точность определения координат – несколько сотен метров – в плотных районах города она достигает 300 метров, ближе к окраинам - 700 - 800 метров. Для того чтобы воспользоваться услугой, владельцу SIM-карты надо пройти регистрацию, после которой он получает специальный код, который передается потенциальным пользователям этой услуги. C помощью этого кода они могут добавить этого абонента себе в список определяемых. Нажав кнопку на интернет-портале или отправив SMS-сообщение на специальный номер, пользователь в ответ получает информацию (в текстовом или графическом виде – при веб-доступе на карте рисуется ее конкретный сегмент) о том, где находится сейчас владелец данной SIM-карты.
Первая услуга – «Автоскоп» - предназначена для частных автовладельцев, которые благодаря ей могут получить информацию о текущем местоположении автомобиля. С ее помощью можно определить местоположение автомобиля, а также ближайших объектов, связанных с автотранспортом (АЗС, СТО, автомойки, посты ДПС) и получить подробную информацию о найденных объектах. Для того чтобы обеспечить автомобиль подобным сервисом, можно использовать либо стандартный телефон, либо заказать специальный GSM-модуль, к которому подключается SIM-карта. Следующий сервис – «Ближайшие» - позволяет получить справочную информацию о различных организациях и объектах, отсортированных по признаку удаленности от абонента. Система поиска позволяет делать запросы, состоящие из нескольких слов. При поиске учитывается местоположение пользователя, название организации и различные виды дополнительной информации (вид деятельности организации, продукция или услуги, которыми она занимается) и т. д.
Услуга «Локатор» позиционируется для тех пользователей, которые хотят с помощью «МТС-Поиска» узнавать, где находятся друзья и близкие. Еще одно направление использования данного сервиса – помощь в организации работы коллектива, когда устанавливается местонахождение работника предприятия. Среди дополнительных возможностей здесь – «Локатор» позволяет просматривать историю передвижений за заданные периоды времени и автоматически определять местоположение – с заданным интервалом времени или по расписанию. Своеобразным объединением двух предыдущих услуг является сервис «Компас», который позволяет абоненту узнать информацию о своем местоположении, а также месте нахождения и перемещениях интересующих его людей и о перемещениях абонентов или группы абонентов через заданный интервал времени. Кроме того, здесь возможен поиск объектов (кинотеатров, баров, аптек, банкоматов и др.) с учетом местоположения абонента и по округам. Последний на данный момент сервис – «Мобильный ребенок» - предназначен для родителей, которые хотят быть в курсе перемещения своих детей. Два последних сервиса также позволяют сохранить данные в истории и получить их на свой ящик электронной почты.
Отметим, что каждый из перечисленных сервисов входит в один из тематических сегментов, на которые разделен сайт. Так, «Автоскоп» относится к сегменту «Мой автомобиль», «Ближайшие» являются частью сегмента «Мой город», куда помимо данной услуги входит сервис «Где я», позволяющий определить свое местоположение или местоположения ближайших объектов. В сегменте «Мой бизнес», помимо упомянутой услуги «Локатор», значится сервис «Мобильные сотрудники», предназначенный для корпоративных клиентов. Для определения местоположения ребенка, а также других родственников предназначен сервис «Мобильный ангел», который является, как и «Мобильный ребенок», частью сегмента «Наши дети». «Компас» входит в сегмент «Мои друзья». Помимо него там также можно найти услуги «Мобильный поиск», определяющий местоположения других абонентов или местоположения ближайших к ним объектов на интерактивной карте города, и Is Love, представляющую собой службу знакомств, с помощью которой можно найти партнера по заданным критериям и в заданном радиусе от местоположения абонента. Также на портале есть сегменты «Развлечения», где представлены мобильные игры, и «Безопасность». Правда, на данный момент часть из перечисленных здесь сервисов доступна только для жителей Москвы и Московской области. Что касается Петербурга, то здесь, по словам представителей компании, число доступных сервисов также будет постепенно увеличиваться.
Для того чтобы воспользоваться веб-версией портала, необходимо только на нем зарегистрироваться. При регистрации на сайте для каждого абонента создается персональный счет, на который нужно добавить «юниты», отправив SMS на заданный короткий номер. В дальнейшем при использовании платных услуг «юниты» будут списываться со счета согласно установленным тарифам. Проверить состояние счета можно в разделе «Личный кабинет».
Подключение «искомого» абонента происходит только с его согласия. При получении его персонального кода пользователь услуги, который производит поиск, может добавить его в список тех, чье местонахождение доступно для определения. При этом для каждой услуги механизм авторизации отличается. Так, например, в сервисе «Компас» при добавлении абонента ему отправляется запрос на авторизацию, который он может либо принять, либо отклонить. Также в услуге «Компас» у абонента есть возможность запрета на определение его местонахождения другими абонентами, а также получение отчета о том, кто и когда определял его положение. «Мой ребенок» отличается тем, что "объект" не может запретить определять себя и ему не приходят соответствующие оповещения – это сделано для того, чтобы родители могли полностью контролировать своего ребенка.
С технической точки зрения платформа «МТС-Поиска» разбита на две части. Первая из них находится в Петербурге и построена, как уже говорилось выше, на базе оборудования компании Ericsson, и с ее помощью осуществляется определение координат объектов. Вторая расположена в Москве, она отвечает за обработку координат и обеспечивает функционирование портала MPoisk.ru. К ней также обеспечивается подключение контент-провайдеров, которые отвечают за информационное наполнение той или иной услуги. Так, услуга «Автоскоп» предоставляется совместно с компанией «Меринет», «Ближайшие» - с «Инфо Софт», «Локатор» - с Race Communications. Партнером по сервисам «Компас» и «Мобильный ребенок» является компания «Информ-мобил». Карты, на которых производится отображение местоположения или пути объекта, предоставлены агентством «Геодезис». Как сообщили в пресс-службе "МТС Северо-Запад", сейчас в Петербурге и Ленинградской области проект находится в тестовой эксплуатации и доступ к сервисам можно получить бесплатно. Запуск в коммерческую эксплуатацию планируется в ближайшее время.
Что касается других игроков "большой тройки", то у компании «МегаФон – Северо-Запад» в рамках сервиса «МегаФон PRO» предоставляются три услуги на базе технологии LBS. Услуга «Ближайшие» позволяет абонентам по SMS-запросу получать информацию о ближайших к их географическому положению организациях или объектах. Также для петербургских абонентов доступна дополнительная возможность - получение в виде MMS-сообщения фрагмента карты города с отображением места расположения ближайшего пункта оплаты услуг оператора. Кроме того, два сервиса «Ближайших» выделены в отдельные направления – это «Касса на карте» и «Атлас города». В марте 2003 года был запущен сервис MMS-знакомств на базе LBS – «Лицом к лицу». Последняя в этом списке услуга - «Локатор» - позволяет абонентам получать информацию о местоположении других абонентов сети, разрешивших их поиск на территории Петербурга. Все эти сервисы «МегаФона» были сначала опробованы на московском регионе, где в 2001 году была запущена услуга "Ближайшие" (сейчас она включает сервисы WebLocator, «Я рядом», АОП 2.0., игровой «Ночной Дозор»). Напомним, что в свое время популярностью пользовалась игра Botfihters, которая прекратила свое существование более года назад. По словам пресс-службы оператора, это было связано с тем, что сам сервис полностью окупил себя, а пользователям потребовались новые игры. Кроме перечисленных москвичам также доступны сервисы «Тайны Москвы», являющийся путеводителем по местным достопримечательностям, и «Ресторанный MMS-гид», предлагающий информацию о ближайших к абоненту ресторанах.
Сервисы на базе LBS у компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») на данный момент доступны только в Москве, где соответствующая платформа была запущена в марте 2005 года. Они базируются на технологии Сell ID, которая помогает определить, к какой базовой станции ближе всего находится абонент, а также воспользоваться дополнительными возможностями. Так, услуга «Чат» позволяет узнавать о наличии рядом с абонентом знакомых из различных чатов, в которых данный абонент общается, а «Адрес» позволяет узнавать адреса интересующих пользователя объектов, наиболее близко расположенных к нему. Сервис «Мобильный локатор» дает возможность определить местоположение объекта. По словам пресс-секретаря санкт-петербургского филиал компании «ВымпелКом» Евгении Алешко, в скором времени вывод данных услуг планируется и на петербургский рынок, впрочем, говорить о каких-то конкретных датах пока рано. Что касается основных потребителей услуг, то здесь можно выделить молодежь, активных пользователей информационно-развлекательных услуг. Как показывает опыт западных сотовых компаний, услуга «Мобильный локатор» пользуется спросом в основном в крупных городах, где население составляет более 300 - 400 тыс. человек.