Немецкая SAP AG является одним из ведущих поставщиков программных решений для управления бизнесом на мировом рынке. Линейка ее решений сегодня включает как предложения для среднего и малого бизнеса, так и для глобальных корпораций. Отраслевые решения SAP поддерживают ключевые бизнес-процессы более 25 отраслей, включая сферу высоких технологий, здравоохранение, сферу розничной торговли, государственный и финансовый сектора и многие другие. На мировом рынке клиентами компании является около 32 тыс. организаций из более 120 стран. Компания SAP AG имеет представительства в более чем 50 странах мира, российский офис открылся в 1992 году. В дальнейшем появились его подразделения в Петербурге (это небольшой офис – до 20 человек, который отвечал за поддержку местных клиентов), Алматы и Киеве. Численность сотрудников в целом по СНГ у SAP составляет более 400 человек.
Согласно данным пресс-службы компании, осуществлено 404 инсталляции на базе ПО SAP в России, из них 292 продуктивные, остальные находятся в процессе. Среди клиентов - такие компании как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР». К 2010 году компания планирует увеличить количество российских клиентов в 4 раза. Доля рынка, которую держала компания в 2004 году в России, составила 41 %. Целью вендора является занятие в России доли рынка, соответствующей общемировым позициям, – 55 %. Активизация SAP в России, как на весьма перспективном рынке, стала, в частности, одним из лейтмотивов форума «Индустриальный Форум SAP 2005», который прошел в начале ноября 2005 года в Москве (см. выпуск новостей от 8 ноября 2005 г.). Как было объявлено на форуме, ближайшие задачи компании в России – развитие инфраструктуры партнеров и укрепление позиций на новых перспективных рынках, в частности, в госсекторе, ЖКХ и финансовой сфере.
Особенность Северо-Запада в политике компании – в регионе фактически нет локальных партнеров. В основном здесь работают московские интеграторы – напрямую или через местные офисы (это, в частности, «Стерлинг Групп», IBS), однако наиболее активны здесь иностранные партнеры SAP – Siemens SBS, T-Systems, NovaSoft, который в позапрошлом году открыл здесь офис. Из авторизированных бизнес-интеграторов на Северо-Западе работает практически единственная компания, которая имеет локальные корни, – это мурманская NetSL, которая ведет, в частности, проект на Кольской АЭС. Тем не менее, по Северо-Западу сейчас можно насчитать несколько десятков крупных предприятий, где используются ERP-решения SAP, среди наиболее значимых клиентов – компании «Лента», «Силовые машины», «МегаФон», ГУП «Петербургский метрополитен», заводы «Жиллетт», «Филипп Моррис», «Кресс-Нева» и др. Стоит упомянуть, что в Петербурге по направлению SMB авторизованы компании SSBS, NC Consulting.
Открывающийся центр экспертизы SAP в Петербурге станет дополнением к уже существующим аналогичным подразделениям, расположенным в таких странах, как Австрия, Китай, Индия, Ирландия и Испания. Петербургский офис будет отвечать за поддержку клиентов из Восточной Европы. «Расширение глобальной сети поддержки клиентов обусловлено ростом бизнеса компании SAP на территории России и других стран СНГ, а также в регионе Восточной Европы. Этот регион является одним из ключевых растущих рынков для вендора - в Восточной Европе более 2 тыс. клиентов из таких стран, как Польша, Словакия, Венгрия, Россия, Украина, Беларусь, Эстония, Латвия, Литва, используют в своей работе более 2,2 тыс. инсталлированных систем программного обеспечения SAP», - прокомментировали в пресс-службе российского офиса SAP.
Для создания центра в первом квартале 2006 года планируется набрать около 50 новых специалистов. Команда петербургского центра экспертизы будет оказывать профилактические сервисы и поддержку, включающие он-лайн мониторинг, анализ проблем, отдаленную поддержку и передачу знаний на протяжении всего жизненного цикла программного обеспечения - от планирования, внедрения до перехода на новую версию и текущего сопровождения. Кроме того, клиенты получат прямой доступ к программам поддержки. Это, в первую очередь, SAP Premium Support - набор услуг, разработанный с целью оказания помощи клиентам в управлении ИТ-средой, и SAP MaxAttention - основное предложение SAP по поддержке, которое включает в себя дополнительную поддержку на объектах клиентов и специальные уровни сервиса.
Как рассказали специалисты отдела маркетинга московского представительства SAP, на решение в пользу открытия центра экспертизы именно в Петербурге оказали влияние несколько факторов, включая развитую городскую инфраструктуру и возможность экономически выгодного создания рабочих мест. Кроме того, в Санкт-Петербурге расположено множество высших учебных заведений, готовящих высококвалифицированных специалистов, а также созданы привлекательные условия для ведения бизнеса при поддержке Правительства РФ в рамках утверждения города как ИТ-центра. Все эти факторы, как известно, ранее привлекли и других мировых игроков, которые открывали здесь свои центры. Правда, основная их деятельность связана с разработкой ПО, а не оказанием сервисных услуг – за последние два года в северной столице появились соответствующие подразделения таких игроков, как Intel, Sun Microsystems, Epam, Luxoft и др.
По оценке вице-президента SAP Active Global Support Уве Хоммела, в России, по мнению компании SAP, наиболее квалифицированный персонал, а экономическая среда направлена на развитие бизнеса. По статистике, к концу 2005 года емкость российского ИТ-рынка составила около $11 млрд, а ожидаемый рост к 2010 году составит, по предварительным прогнозам, около 30 % ежегодно. «Организация подобного центра в России, в Петербурге, свидетельствует о высокой оценке компанией SAP потенциала и темпов роста российского ИТ-рынка, а также вклада в него компаний cеверной столицы. Не зря одна из первых особых экономических зон - технико-внедренческая - создается также в Петербурге. Для российских ИТ-специалистов - это не только свидетельство их высокой квалификации, но и возможность больше узнать о технологиях и практике работы с клиентами мирового ИТ-лидера, а затем применить лучший опыт в работе отечественных компаний», - комментирует руководитель отдела маркетинга столичной компании Expert Systems (имеет статус SAP Business Partner в области решений для малого и среднего бизнеса) Татьяна Дудкина. «Открытие такого центра можно расценивать как начало нового витка процесса экспансии игроков мирового рынка на отечественный ИТ-рынок», - отмечает ИТ-менеджер ОАО «Вена» Илья Тамбовцев. «Что касается российского сегмента рынка для нового центра SAP, то ясность с центром возникнет тогда, когда станет известна стоимость его услуг. Насколько мне известно, российские компании, которые умеют считать деньги, предпочитают при внедрении SAP пользоваться услугами не московских консультантов, а специалистов из третьих стран, например, Венгрии, поскольку услуги последних обходятся значительно дешевле», - добавляет начальник отдела развития информационных систем компании "Вена" Андрей Веренич.