Одной из особенностей российских клиентов Интернет-магазинов является то, что они гораздо чаще, чем, к примеру, европейцы, ищут информацию о товарах. Ряд пользователей вообще использует Интернет-магазины просто в качестве информационного источника, ничего при этом в них не приобретая.
Сегмент B2C показал серьезное развитие во время кризиса. Покупатели обращались к Интернет-магазинам потому, что цены в них зачастую гораздо ниже, чем в традиционных местах продаж. Вообще говоря, низкие цены – очень весомый мотив покупки через Интернет для граждан России; наряду с ним ценится экономия времени, удобство выбора и доставки, большое ассортимент.
Наиболее популярными товарами среди россиян являются электроника и бытовая техника (45%), книги, музыка, одежда. Более молодые (до 25 лет) люди склонны приобретать через Сеть билеты на различные мероприятия, одежду и обувь, готовую пищу (это
доставка пиццы, суши и др.), косметику. Представители аудитории старше более охотно покупают с помощью Интернета различную технику, товары для автомобилей.
Мужчины чаще приобретают различную аудио и видеотехнику, сотовые телефоны, компьютеры и комплектующие. Женщины же - лекарства и медикаменты, подарки, турпутевки.
Касательно способов оплаты, то россияне предпочитают расплачиваться наличными деньгами. Количество тех, кто пользуется электронными деньгами, составляет, по разным оценкам, от 13 до 17-18%. Возможно, в скором времени произойдут серьезные изменения в способах оплаты: вероятен мораторий на оплату наличными покупок в Интернет-магазинах с целью вытеснить “серых” продавцов, наносящих рынку большой урон, подрывая доверие потребителей.
Уровень доверия к Интернет-магазинам повышается; согласно различным опросам, россияне готовы приобретать с помощью Сети все больше видов товаров; количество тех пользователей, кто вообще опасается покупать с помощью Интернета, уменьшается с каждым годом.
Таким образом, сегмент B2C – и, вообще говоря, вся электронная торговля в России, – активно развиваются. Прогнозы темпов роста сегмента оправданы, Интернет-магазины действительно используются россиянами все более и более активно.
Тем не менее, в России сегмент B2C испытывает ряд проблем, как то: появление “серых” магазинов, длительное время сроков доставки, проблемы с логистикой. Однако общая тенденция такова, что сегмент быстро растет – быстрее, чем ритейл в целом; многие крупные ритейлеры переводят часть своего бизнеса в онлайн.