Ключевой особенностью планшетов как класса мобильных устройств является их очень высокое потребление контента в сравнении со смартфонами и даже с USB-модемами. Это вызвано удобством их использования и «заточкой» именно под потребление контента (закачка и просмотр фильмов, фото, медиа, обмен файлами, соцсети и т. д.), а не его генерация. Кстати, именно этим вызвана, с одной стороны, их популярность, с другой – нерешительное развитие в развивающихся странах как раз из-за очень большого потребления трафика. Соответственно, здесь встает вопрос о достаточном пакете трафика для нормальной работы с такими устройствами. В новом тарифе Северо-Западного «Билайн» «Интернет для планшета» стоимость 1 Мбайт данных составляет 0,9 рубля, однако оператор предлагает предустановленную опцию «Безлимит для планшета» (абонентская плата 9,7 рубля в сутки). При ее подключении стоимость 1 Мбайт данных в поездках на всей территории РФ составит 0 рублей (до 3 Гбайт «быстрого» трафика в месяц). После достижения этого объема скорость доступа снижается до 64 Кбит/c до конца расчетного периода. Собственно, 3 Гбайт трафика при активном потреблении хватит лишь на неделю-две, все остальное время можно просидеть на сниженной скорости. Хотя все зависит от профиля потребления конкретного абонента, кому-то даже хватит этих 3 Гбайт с излишком.
Ключевые особенности тарифа «Билайн» «Интернет для планшета»: стоимость минуты любых местных исходящих вызовов и SMS составляет 1 рубль, стоимость 1 Мбайт данных на территории Северо-Западного региона – 0,9 рубля, а во внутрисетевом роуминге за пределами Северо-Западного региона – 4,95 рубля за 1 Мбайт. Стоит отметить, что «Билайн» предлагает возможность использования опции «Безлимит для планшета» на всей территории России в рамках пакета 3 Гбайт, что является существенным шагом в сторону абонентов. На других тарифных планах, к примеру для USB-модемов, при нахождении во внутрисетевом российском роуминге «Билайн» вводит единую стоимость 1 Мбайт данных в 4,95 рубля. Интересно, что расход включенного в безлимитные пакеты МТС интернет-трафика также происходит как в домашнем регионе, так и при нахождении во внутрисетевом российском роуминге. Поэтому принципиальной необходимости введения специализированного тарифа для планшетов конкуренты пока не испытывают. Скорее всего столь щедрый подарок Северо-Западного «Билайн» является, прежде всего, хорошо спланированной маркетинговой акцией по привлечению новых клиентов, но, с другой стороны, пока владельцев планшетов в России не так и много.
Так, согласно аналитическому отчету группы SmartMarketing, объем российского рынка планшетных компьютеров на конец 2010 года составил 152 тыс. штук. Объем продаж компактных моделей (MID, с экранами от 5" до 7") составил 44 тыс. штук (29,14 %), на долю крупноформатных устройств (TBL, с экранами от 8 до 10 и более дюймов) пришлось 108 тыс. шт. (70,86 %). При этом более 90 % роста продаж в сегменте малоформатных планшетов пришлось на IV квартал 2010 г. По мнению аналитиков SmartMarketing, почти весь 2010 год прошел под знаком доминирования Apple iPad, но в IV квартале, когда в сегмент начали в массовом порядке выходить все новые и новые вендоры, ситуация существенно изменилась. Драйвером этого процесса стала операционная система Google Android. В целом по итогам года на долю Apple пришлось 69,77 % рынка, Android занимает 25,63 %, Windows Mobile – 3,42 %, Windows 7 (ряд азиатских моделей на базе Intel Atom), гибридные устройства (с Android и Windows в режиме двойной загрузки) и ряд экзотических платформ занимают около 1 %. В то же время появление «операторских» планшетов провоцирует ценовые революции и ведет к становлению планшетов как предмета массового потребления, считают эксперты. К примеру, «Билайн» предлагает своим абонентам собственный планшет «Билайн М2» за 10,09 тыс. рублей («МегаФон» брендированные планшеты пока не имеет, МТС предлагает 5 планшетов, в том числе и брендированный МТС 1055 за 9990 рублей).
Несмотря на введение нового тарифа для планшетов, но учитывая доминирование в массовом сегменте Apple iPad, Северо-Западный «Билайн» продолжает предлагать своим абонентам для него специальный тариф. При этом ключевым отличием здесь является необходимость micro-SIM-карт (500 Мбайт трафика за 150 рублей в месяц). Интересно, что Северо-Западный филиал МТС также предлагает тариф «МТС iPad», также разумно ориентируясь на самый популярный планшет в России от Apple. Логика здесь, безусловно, есть, но рынок планшетов постоянно растет, развиваясь за счет устройств под управлением ОС Android, Windows, WebOS и BlackBerry. Тем не менее МТС предлагает три вида тарифов для планшета: iPad Mini (рассчитан на 1 Гбайт трафика, за 150 рублей в месяц), iPad Maxi (2 Гбайт за 200 рублей) и iPad Super (400 Мбайт трафика в сутки, за 450 рублей в месяц).
Другое дело, что для прочих планшетов, которые не требуют micro-SIM-карт, можно обойтись и без специализированных тарифов – для такого профиля потребления спокойно подходят тарифные опции для USB-модемов, которые к тому же более выгодны. К слову сказать, по этому пути до сих пор следуют МТС и «МегаФон», – для планшетов под управлением ОС Android, Windows, WebOS и BlackBerry с обычными SIM-картами подойдет любой тариф на передачу данных. К примеру, тот же «МТС Коннект-4» с опцией «Безлимит Super» (1 Гбайт трафика в день за 449 рублей в месяц). Подобным же образом действует и «Северо-Западный «МегаФон» (наиболее интересная опция «Максимальный» за 699 рублей в месяц и 10 Гбайт данных, см. материал рубрики «Интернет тарифы МегаФон Петербург» от 23 марта 2011 г.).