О том, как прошел первый день форума «Интерком-2011», читайте в предыдущих материалах spbIT.ru: V Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», день первый: «Ростелеком» против «паутины», связь в малонаселенных районах, объединение конкурентов и строительство совместной инфраструктуры и V Телекоммуникационный форум «Интерком-2011», день первый (продолжение): спасительная интеграция, виртуальные сотрудники call-центров и VoIP-решение «Мультифон».
Второй день проведения форума «Интерком-2011» начался с круглого стола, на котором специалисты порассуждали на тему цифрового телевидения. Одним из основных вопросов был следующий: что такое цифровое ТВ – модный тренд или будущий драйвер продаж?
По словам директора департамента маркетинга компании «Ростелеком – Северо-Запад» Андрея Карпова, в России уже проживает до 23 млн абонентов цифрового ТВ, которое является одним из драйверов роста наравне с ростом ШПД в регионах. Тем не менее телеком-рынок замедляет развитие, причем большие перспективы имеет платное телевидение, лидером которого является «Триколор ТВ».
Также было сказано, что 53 % рынка занимает интерактивное ТВ, которое растет на 6-7 % в год. По словам г-на Карпова, текущий год является переломным, продажи на рынке цифрового ТВ идут форсированными темпами, особенно это касается появления «Билайна» на петербургском рынке. Абонент готов получать продукт, так что теперь дело за предложением, вернее, его разнообразием.
Что касается IPTV, то 60 % от его доли на местном рынке принадлежит «Ростелекому», и, несмотря на сдерживающие факторы, зафиксирован прирост сотен тысяч абонентов в год (самый высокий прирост – в Петербурге), причем на территории СЗФО прогнозируется увеличение абонентской базы до 2015 года в три раза.
«Во многом уверенность «Ростелекома» исходит из видения бизнеса в качестве универсального оператора, – сказал г-н Карпов. – Мы предлагаем целый комплекс услуг: телефония, Интернет, цифровое телевидение и еще много услуг дополнительно».
По словам докладчика, успешнее всего позиционирование услуги платного ТВ происходит в жилом комплексе «Северная долина». Здесь существует как базовая услуга (КТВ от ТКТ – 40 каналов), так и услуга премиум-класса – интерактивное ТВ от «Ростелекома» (до 120 телеканалов в цифровом качестве). По словам спикера, люди, способные купить квартиру в новостройках, выбирают этот пакет.
Далее г-н Карпов назвал такие ключевые драйверы роста цифрового ТВ, как рост проникновения сетей ШПД с высокой пропускной способностью, контент: большое количество телеканалов, video-on-demand, аудио (музыка, караоке, аудиокниги), интерактивность и увеличение целевой аудитории, которую не устраивает обычное «телесмотрение».
К барьерам роста докладчик отнес низкое качество транспортных сетей и линий, традиционное представление о ТВ, необходимость приобретения установки дополнительного оборудования (ТВ-приставки) и ограничение интерактивного ТВ ШПД-сетью.
По мнению г-на Карпова, у каждого оператора существует дилемма: инвестировать ли в создание видеотеки (по мнению многих, современные реалии призывают к тому, чтобы контент был максимально разнообразным, хотя 90 % самого востребованного видео составляют хитовые голливудские фильмы).
Директор департамента маркетинга компании «Ростелеком – Северо-Запад» Андрей Карпов
Также докладчик описал такие тренды развития продуктов, как кастомизированность, широкий выбор каналов, в том числе и каналов с высоким разрешением (с декабря «Ростелеком» предоставляет 17 каналов HDTV), большое количество тематических пакетов телеканалов, ряд дополнительных возможностей (например, PVR и NPVR), а также доступность сервисов IPTV на ПК.
Вторым докладчиком, выступившим в рамках круглого стола, стал руководитель департамента услуг проводного Интернета и телевизионных услуг ОАО «ВымпелКом» Тимур Аляутдинов. Доклад г-на Аляутдинова не имел сугубой тематики, выступление было посвящено в целом практическому опыту компании в области цифрового телевидения.
«Мы начали развивать ТВ, когда нами была приобретена «Корбина Телеком», – рассказал Тимур Аляутдинов. – Услуги ШПД мы начали развивать с 2005 года. Сейчас с помощью технологии Ethernet мы можем предлагать скорости до 100 Мбит/с в квартиру».
Далее спикер рассказал, что «ВымпелКом» развивает IPTV с 2009 года, причем услуга распространяется уже на 34 крупных города с охватом до 1 млн абонентов. «IPTV – это хорошее, радостное решение, – отметил г-н Аляутдинов. – Хотя бы потому, что не нужно прокладывать еще один провод. Хотя для IPTV существует и минус – при просмотре на телевизоре необходимо приобрести дополнительное оборудование – ТВ-приставку».
По словам выступающего, «Вымпелком» позиционирует себя как mid ARPU ТВ (т. е. телевидение со средней выручкой на одного пользователя).
«Для удачного нахождения в выбранной нами средней ценовой категории нужно отличаться: либо контентом, либо дополнительными сервисами, – пояснил докладчик. – К тому же нам надо было понятно и подробно рассказать, что «Билайн» это не только мобильная связь, но и настоящее цифровое ТВ».
Руководитель департамента услуг проводного Интернета
и телевизионных услуг ОАО «ВымпелКом» Тимур Аляутдинов
К драйверам развития Тимур Аляутдинов отнес рост проникновения ШПД, многообразие контента (для чего пришлось взять на себя все переговоры с правообладателями, что оказалось совсем не просто), интерактивные услуги, интерактивные игры, онлайн-голосование и расширение целевой аудитории, которую не устраивает «линейное ТВ».
Далее докладчик рассмотрел несколько барьеров, к которым в первую очередь была отнесена сильная конкуренция со стороны спутникового и кабельного ТВ (снижение прибыльности из-за более низких тарифов). Другим барьером была названа необходимость приобретать дополнительное оборудование для IPTV, а также психологическая неготовность клиента покупать какое-либо дополнительное оборудование. Тимур Аляутдинов рассказал, что «ВымпелКом» в качестве эксперимента вводил аренду ТВ-приставок, однако это не поспособствовало изменению цифр. Аренда опять же оказалась барьером, так как абоненты в большом числе просто не были настроены совершать какие-либо дополнительные платы. В качестве выхода из такой ситуации аренда была ликвидирована, а цена – немного повышена. Результаты не заставили себя ждать: после этого нововведения последовал интенсивный рост числа абонентов.
Еще одним из барьеров докладчик назвал высокие требования к инфраструктуре: если для Интернета замедление скорости передачи данных не столь заметно, то для IPTV этот критерий обладает совершенно иным уровнем критичности: картинка телеизображения не должна осыпаться или зависать, а если это и происходит, то не чаще одного раза в сутки.
«Поставщик услуг цифрового ТВ вообще не имеет права на ошибку, – заявил г-н Аляутдинов. – Клиент, разочаровавшийся в качестве IPTV, больше не вернется, потому что, скорее всего, немедленно воспользуется услугами конкурента».
Еще одним чисто психологическим барьером, выявленным с помощью анкетирования, было названо отсутствие времени на просмотр телевидения. Между тем, по словам докладчика, эта проблема решается весьма просто. Например, если в эпоху видеомагнитофонов передачу записывали для последующего просмотра в удобное время, то сегодня цифровое ТВ располагает возможностью просмотра ТВ-передач в удобное абоненту время без привязки к расписанию само по себе, без приобретения какого-либо дополнительного оборудования. Одна из самых удобных, по словам спикера, функций – это «пауза», дающая возможность приостановить просмотр телепередачи и продолжить просмотр позже с момента остановки (например, когда нужно принять телефонный звонок во время просмотра телепередачи). Еще одной из самых удобных функций была названа «перемотка», дающая возможность «отмотать» назад просматриваемую передачу.
Как отметил г-н Аляутдинов, в 2011 году был прочувствован резкий рост числа зрителей, начавших активно пользоваться дополнительными функциями цифрового ТВ.
Еще одним из психологических барьеров было названо утверждение «нечего смотреть». В противовес этому был выдвинут факт наличия большого количества каналов. Причем опять же психологически: даже если абонент вообще никогда не смотрит какой-либо канал, представленный в рамках большого списка, его привлекает сама возможность просмотра, свобода выбора.
Как далее рассказал Тимур Аляутдинов, все большую популярность завоевывает услуга VOD (Video-on-demand). Впрочем, чтобы успешно конкурировать с другими поставщиками данной услуги, нужно обеспечить широкий выбор контента (не менее 3000 наименований), что также может не спасти в связи с главенствующей тенденцией качать пиратский контент из торрентов.
Г-н Аляутдинов пожаловался на тяжесть проводимых переговоров с правообладателями, большинство которых относится к России как к стране пиратов и плохо идет на уступки. Также докладчик пояснил, что дело приходится иметь с контентом от топовых компаний (Disney, Warner Brothers и другие), так как 90 % пользователей качают то, что широко рекламируется, а самая большая выгода достигается наличием в VOD-видеотеке свежего контента.
Что характерно, одним из драйверов продвижения VOD является периодическое проведение акций, например, на Новый год. Это позволяет людям узнать, что такое услуга VOD со всеми ее особенностями, а также позволяет почувствовать разницу в цене и простоте использования (посмотреть фильм через VOD проще, чем учиться пользоваться торрентами).
В качестве дополнительных услуг, способствующих также привлечению внимания к цифровому ТВ, были названы приложения для работы с Twitter, Facebook, «Одноклассниками». По словам докладчика, даже если они уступают сетевым аналогам, все равно пользователю интересно их попробовать или просто знать об имеющейся возможности. «Некоторые функции не столь важны, но все равно хорошо, когда они есть», – подытожил г-н Аляутдинов и добавил, что благодаря обилию дополнительных функций можно занять лидирующие места на рынке и повысить ARPU абонента.
В своем докладе г-н Аляутдинов также упомянул о таких факторах роста рынка, как рост проникновения и сокращение доли компьютеров, не имеющих подключения к Интернету, активной экспансии крупных операторов в регионы, а также развитие собственной сетевой инфраструктуры.
В заключение выступления докладчик обрисовал дальнейшие шаги «ВымпелКома» в политике продвижения цифрового ТВ, а именно: развитие контента VOD, интеграция с социальными сетями и расширение интерактивности путем развития приложений (например, с помощью необычной рекламы).
Продолжение следует – следите за публикациями на нашем сайте!