«Яблочная» розница укрепляется в Петербурге

Вчера, 29 июня, компания Apple IMC Russia представила первый в северной столице специализированный магазин Apple Center – он открылся в торговом центре «Владимирский пассаж». Открытие центра является одним из первых шагов реализации компанией стратегии по развитию структурированной сети розничных продаж в регионе и стране в целом – это третий подобный магазин в России, первые два находятся в Москве.

Apple IMC Russia является независимой маркетинговой компанией, которая представляет интересы Apple Computer Inc в России. В 2001 году Apple IMC Russia разработала и приступила к реализации программы по продвижению на территории России и стран бывшего СНГ продукции Apple под названием «Думать по-русски» (Think Russian). Компания Apple IMC Russia инвестирует в продвижение собственные средства, получая от Apple маркетинговую, кадровую и другого рода поддержку.

Компания Apple продвигает две основные продуктовые линейки – компьютеры и ноутбуки Mac и музыкальные плееры iPod и аксессуары к ним. Программа по развитию розничных продаж в России запущена Apple IMC в 2005 году. В рамках общей концепции iPod распространяются через сети мобильной связи и сети потребительской электроники, а Mac – через центры Apple и региональных дилеров. До недавнего времени в Петербурге существовал один магазин компании формата shop-in-shop в торговом центре «Матрица». В целом продукция вендора была представлена в 216 точках розничных продаж, включая, помимо компьютерных магазинов, салоны мобильной связи «Евросеть», «Связной», «Диксис» и др. и сети потребительской электроники, такие как «Техношок», «М.Видео» и др.

Новый Apple Center располагается в торговом центре «Владимирский пассаж». В нем уже представлена вся линейка продукции компании: компьютеры, ноутбуки, ПО, а также музыкальные плееры iPod и аксессуары к ним. Дизайн магазина выполнен в единой стилистике Apple, форма которой едина для всех региональных центров компании. К концу 2006 года планируется присутствие продукции Apple в 360 точках продаж города, также будут открыты еще два полноценных магазина – в торговых центрах «Нептун» и «МЕГА Дыбенко».

Напомним, что недавно Apple объявила Россию в числе четырех приоритетных стран по продажам музыкальных плееров iPod наряду с Францией, Великобританией и Германией. В России компания намерена увеличить долю рынка в этой отрасли с 12 % до 20 % в течение ближайших лет. По оценкам экспертов компании, это один из наиболее быстро развивающихся рынков бытовой электроники. Сегодня более 2000 компаний по всему миру занимаются производством аксессуаров для iPod, образуя масштабную экосистему вокруг данного продукта Apple.

За последние 4 года в мире продано более 50 млн экземпляров плееров. К продаже iPod примыкает и другой бизнес компании – он-лайн-продажи музыки через веб-сайт iTunes, которые занимают 83 % от всех легальных европейских он-лайн-продаж музыки. Продажи iPod, по оценкам компании, возрастут в 6 раз по сравнению с прошлым годом, за текущий год по России они уже составляют 240 тыс. плееров.

«Рынок плееров является высококонкурентным. Первыми на нем сориентировались азиатские производители, которые занимают лидирующие позиции как в Европе, так и в России. Apple на данный момент не имеет продукции в категории дешевле $100, поэтому и не пользуется массовой популярностью. Однако, когда рынок стабилизируется, преимущество окажется на стороне тех компаний, которые обладают сильной маркетинговой поддержкой. Это такие гиганты, к примеру, как Sony, Samsung и, конечно, наша компания», - отметил генеральный директор Apple IMC Russia Евгений Бутман.

Что касается рынка компьютеров, по словам Евгения Бутмана, «компания не питает иллюзий в его отношении. Продажи Mac будут невелики, но стабильны и станут напрямую зависеть от количества точек продаж».

Для работы с розничными покупателями Apple использует три формата. Первый – Apple Store, крупные торговые комплексы, посвященные исключительно продукции компании. Наибольшее распространение они имеют в США, где их на сегодняшний день 230.
В Европе пока открыт только один такой магазин - в Лондоне. Два других формата - Apple Center и shop-in-shop - в большей степени адаптированы к европейскому рынку, их компания намерена продвигать и в России. Apple Center – это специализированный магазин площадью до 100 - 120 кв. м. Shop-in-shop – небольшой сегмент открытого пространства большого торгового комплекса, посвященный продукции Apple.
Как заявил генеральный директор Apple IMC Russia, в ближайшие годы большая часть магазинов Apple в так называемой зоне CEMEA будет открыта именно в России. Продажи Mac, по прогнозам компании, к концу 2006 года увеличатся вдвое.

До конца 2006 года в России будет открыто 12 магазинов Apple Сenter, из них 3 в Петербурге, остальные – в Екатеринбурге, Самаре, Тольятти, Новосибирске, Уфе, Казани, Нижнем Новгороде и других городах. К концу 2007 года количество действующих магазинов возрастет до 29, а к середине 2008 года составит порядка 50 по всей России. К концу 2006 года количество точек продаж iPod увеличится до 2800 и будет продолжать расти. В Петербурге к концу года будет действовать 10 точек продаж Apple, включая отделы shop-in-shop.

Первая петербургская точка продажи – shop-in-shop в торговом центре «Матрица», открывшаяся в начале этого года (см. выпуск новостей от 27 января 2006 г.), за непродолжительный период работы, по словам Евгения Бутмана, продемонстрировала продолжительную динамику по сравнению с точками аналогичного формата в Москве, несмотря на то, что московские точки в разы превосходят петербургские по трафику посетителей. Евгений Бутман в качестве причин удачного старта называет заинтересованный персонал и особенности менталитета петербуржцев, которые приходят за покупками целенаправленно.

По словам генерального директора Apple IMC Russia, общий объем инвестиций в программу составит около $10 млн для открытия 50 магазинов (стоимость открытия одного составляет порядка $160 тыс.). Также будут затрачены определенные средства, объем которых пока не оценен, на формирование инфраструктуры сети, а именно обучение персонала, управленческих кадров, развитие логистики. Инвестиции в формат shop-in-shop со стороны компании, как правило, минимальны, так как часть затрат берет на себя торговый центр, предоставляющий площади под точку продаж, арендная плата в таких случаях не выплачивается. «Мы планируем создать такую сеть, которая войдет в топ-10 российских сетей продаж электроники», - заявил Евгений Бутман. По прогнозам компании, оборот розничной сети в 2006 году составит порядка $110 - 120 млн, а в 2007 году увеличится до $180 - 190 млн.

Другие петербургские игроки на рынке дистрибьюции и продаж компьютерной техники рассматривают этот шаг как логичный, отмечая при этом особенность площадки, где открылся Apple Center. "Собственный розничный магазин для вендора - это ход, который, несомненно, принесет свои дивиденды - благодаря ему производитель становится ближе к конечным потребителям", - отмечает руководитель PR-службы дистрибьюторской фирмы Merlion Ирина Шеховцова. "Правда, следует учитывать, что открытие фирменного магазина любым вендором - это скорее имиджевый проект, который, если считать прямые финансовые затраты, вряд ли сможет окупиться. Однако в качестве одного из шагов по внедрению торговой марки Apple на российский рынок - это интересный шаг, особенно по выбору места. Обычно вендоры пытаются размещать свои стенды в специализированных гипермаркетах электроники или компьютерной техники. Там уже присутствует целевая аудитория, а большая проходимость позволяет создать максимальное количество контактов с брендом. Очевидно, в данном случае у Apple налицо попытка привлечь к продукции более состоятельную часть населения, что может быть весьма проблематичным", - резюмирует руководитель отдела маркетинга дистрибьюторской компании "ЛАНК" Федор Панцеров.

Автор: Анастасия Симакина.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование

Ключевые слова: