Метрополитен - крупнейшее предприятие транспортной отрасли Петербурга. Ежедневно метрополитен перевозит примерно 2,2 млн пассажиров, а количество сотрудников предприятия превышает 13 тыс. человек. Всего петербургский метрополитен насчитывает 58 действующих станций, а без учета пересадочных и наземных - 49.
По оценкам специалистов, наибольшее количество исходящих звонков в петербургском метро сейчас фиксируется на станциях «Московская», «Лесная» и «Технологический институт», а наибольшее количество трафика проходит через центральные станции: «Невский Проспект», «Технологический институт» и «Площадь Восстания». При этом осведомленность абонентов о том, что в метро можно пользоваться сотовой связью, довольно мала. По данным статистики, 24,9 % абонентов звонят прямо из метрополитена, 21,1 % принимают только входящие звонки, 21,7 % посылают SMS-сообщения. При этом 32,3 % вообще не знают о том, что в метро есть возможность воспользоваться мобильной связью.
Работы по освоению петербургского метро «Билайн» начал в 2003 году, через полгода с момента выхода на петербургский рынок. Строительство сети в метрополитене велось, начиная с наиболее оживленных узловых станций. Так, в первую очередь велись проектно-изыскательские работы и установка оборудования на станциях Невско-Василеостроской линии («Маяковская», «Площадь Александра Невского - 2», «Гостиный Двор», «Василеостровская», «Приморская»), на наиболее оживленных станциях Московско-Петроградской линии («Невский проспект», «Горьковская», «Сенная площадь», «Технологический институт-2») и станциях Кировско-Выборгской линии («Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт-1», «Чернышевская»).
В настоящее время сеть «Билайн» функционирует на всех 58 действующих станциях подземки. Закрытая на реконструкцию станция «Пролетарская» сетью пока не охвачена, однако руководство петербургского филиала обещает обеспечить ее связью к моменту открытия. Услуги также доступны на эскалаторах и в некоторых переходах, однако пользователи отмечают, что проблемы со связью пока возникают в пристанционных переходах на станциях метро «Московская» и «Сенная площадь». Помимо голосовой связи, абонентам доступен полный набор услуг, включая услуги на основе GPRS (MMS, доступ в Интернет и доступ в Интернет по протоколу WAP).
За прошедшие полгода рост общий рост рыночной доли «Билайна» составил 1 % и сейчас оператор занимает 23 % сотового рынка. По подсчетам специалистов, из 2 млн. петербуржцев, ежедневно пользующихся метрополитеном, около четверти являются абонентами «Билайна».
Напомним, что в свое время «Билайн» обещал первым из петербургских операторов завершить работы по полному покрытию метрополитена, однако в итоге выполнил эту задачу третьим, вслед за «МегаФоном» и МТС. На федеральном уровне первую станцию метрополитена «Билайн» освоил в Москве в 2002 году, затем начались работы в Нижнем Новгороде – в 2004 году, в Новосибирске и Екатеринбурге услуги оператора в подземке стали доступны в 2005 году, а в 2006 году оператор полностью обеспечил связью метро в Казани. Длительный срок работ по обеспечению связи в петербургской подземке руководитель петербургского филиала ОАО «Вымпелком» Андрей Анисимов объяснил сложностью самого проекта.
Напомним, что Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» стал первым петербургским оператором, полностью освоившим подземку. Это произошло в конце июля 2004 года. В настоящее время мобильная связь «МегаФон» доступна на всех 49 станциях метрополитена (с учетом пересадочных и наземных станций – 58). При этом данная компания стала первым оператором сотовой связи в России, который начал предоставлять услуги в метро. Это произошло в 1999 году, когда этот оператор (тогда - «Северо-Западный GSM») установил первые базовые станции на трех центральных пересадочных узлах петербургского метрополитена: ими стали «Пл. Александра Невского 1-2», «Владимирская – Достоевская», «Садовая – Сенная». В начале 2001 года услуги компании «Северо-Западный GSM» стали доступны на остальных пересадочных станциях. Дальнейшее развитие под землей оператор возобновил в конце 2002 года. Таким образом, полное освоение подземной магистрали заняло у оператора неполных шесть лет.
Следующим освоила петербургскую подземку компания «Мобильные ТелеСистемы». Первое объявление оператора о запуске услуг в петербургском метро появилось спустя ровно год после старта наземной сети – 11 декабря 2002 года. Тогда базовые станции МТС заработали на шести узловых станциях: «Невский проспект» - «Гостиный Двор», «Площадь Восстания» - «Маяковская», «Сенная площадь»- »Садовая», «Владимирская» - «Достоевская», «Технологический институт 1 - 2» , «Пл. Александра Невского 1 - 2». На этих станциях было тогда обеспечено полное покрытие всех подземных вестибюлей, переходов и эскалаторов. Затем, накануне 300-летия города, руководство компании объявило о продолжении работы в метрополитене, где устанавливалось более трех десятков базовых станций (особенностью этого проекта стало то, что каждая станций была рассчитана на обслуживание от двух до восьми платформ с помощью репитеров).
В ноябре 2004 года компания «Мобильные ТелеСистемы» начала тестирование специального оборудования, предназначенного для обеспечения связи в тоннелях петербургского метрополитена между двумя узловыми станциями метро: «Невский проспект» и «Сенная площадь» (в дальнейшем к этому процессу подключились еще два оператора «большой тройки»). Однако в дальнейшем реализация этого проекта была приостановлена.
И, наконец, последним из спустившихся в петербургский метрополитен сотовых операторов стала компания Tele2. С середины апреля прошлого года ее абоненты могут воспользоваться связью на основных пересадочных станциях метро: «Невский проспект» и «Гостиный Двор», «Садовая» и «Сенная площадь», «Площадь Восстания» и «Маяковская», «Владимирская» и «Достоевская», а также в переходах станций. Что касается компании «Скай Линк», то она пока только рассматривает такую возможность: в силу особенностей стандарта, в котором работает этот оператор (CDMA-450), он ориентирован в основном на бизнес-сегмент и работу с мобильной передачей данных.