Проект внедрения системы дистанционного обучения Polymedia в Архангельском областном институте открытого образования

Архангельский областной институт открытого образования (ранее АО ИППК РО) остро нуждался в системе дистанционного образования. Из-за большой протяженности региона и географической разрозненности муниципальных районов процесс очного повышения квалификации преподавателей 25 районов области сопровождался большими временными и финансовыми затратами, зависел от оперативного информирования, получения обратной связи и фактора сезонности. Сегодня гибкость установленного решения компании Polymedia и организация качественных каналов связи дает возможность включения в образовательный и коммуникационный процесс не только педагогов, детей и родителей, но и органов исполнительной власти. Экономия на командировочных расходах только за первые девять месяцев функционирования системы составила девять миллионов рублей. По ожиданиям заказчика, проект окупится уже в следующем году. Дальнейшее будущее связано с его расширением на образовательные учреждения различного типа и вида, не охваченные системой, а также углублением до уровня отдельных поселений.

О заказчике

Архангельский областной институт открытого образования (ранее – Архангельский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) существует и развивается уже более 70 лет. Его деятельность ориентирована на создание системных инновационных моделей повышения квалификации и переподготовки педагогов и руководителей. Свыше 6000 слушателей института ежегодно обучаются в очной, очно-заочной, заочной, дистанционной формах повышения квалификации и переподготовки, участвуют в федеральных и региональных вебинарах, проходят стажировки на базовых, образовательных, инновационных площадках института и на предприятиях области. Институт выступил инициатором и организатором цифрового образовательного кольца, основой которого является система видеоконференцсвязи. Сейчас проект позволяет осуществлять дистанционное взаимодействие с 25 муниципальными образованиями, сопровождает и развивает модели сетевого взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях.

Об исполнителе

Polymedia – лидер российского рынка систем отображения информации. Компания основана в 1998 году и объединяет 13 компаний в крупнейших городах России и СНГ: Москве, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Уфе, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре, Астане (Казахстан) и Ташкенте (Узбекистан). Компания Polymedia ориентирована на разработку и реализацию инновационных решений и типов оборудования, формирующих рынок аудиовизуальных технологий в России. Основные направления деятельности компании Polymedia: системная интеграция, поставка и продажа аудиовизуального оборудования, а также разработка собственных программно-аппаратных продуктов. Большое внимание компания уделяет разработке проектов для ситуационных центров, диспетчерских залов, центров мониторинга и управления, основными заказчиками которых выступают государственные структуры, силовые и военные ведомства. Отдельно компания выделяет направление работы с образовательными учреждениями, для которых создает высокотехнологичные решения, направленные на повышение эффективности преподавания и обучения.

 


Цифровое образовательное кольцо Архангельской области

Специфика

Процесс повышения квалификации работников образования в Институте сильно зависел от сезонности вследствие протяженной территории Архангельской области и недостаточного развития дорожной сети, с чем были связаны также высокие транспортные издержки. Чтобы попасть на обучение, большинству преподавателей из удаленных районов приходилось брать двухнедельную командировку, что не лучшим образом сказывалось на выполнении учебного плана. В итоге руководство института приняло решение внедрить систему дистанционного обучения компании Polymedia с центральным сервером в Архангельске и 25 интерактивными классами в каждом из муниципальных районов области.

Предпосылки проекта

По словам ректора Архангельского областного института открытого образования Ларисы Уваровой, от идеи до реализации проекта – около девяти лет. Все это время в Институте тестировали практическую возможность видеоконференцсвязи, а также проводили обучение специалистов по работе с новыми информационными технологиями непосредственно в муниципалитетах на базе специально созданных ресурсных центров (всего их насчитывается 11 по всем районам Архангельской области). На начальном этапе для этого активно привлекались учителя информатики, выступавшие точками компетенций, но по мере набора опыта на местах такая необходимость отпала. Системный проект разрабатывался в рамках проекта «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области» с 2010 года. В 2011 году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Архангельской области, Архангельского областного собрания депутатов и в рамках Федеральной целевой программы развития образования были выделены средства из федеральных и региональных бюджетов на реализацию проекта. Решение Polymedia было выбрано по причине того, что компания имела большой опыт на рынке по созданию различных распределенных интерактивных проектов, в том числе и систем видеоконференцсвязи.

В ресурсном центре Архангельского областного института открытого образования

 

Суть решения

Принцип построения комплекса дистанционного обучения основан на развертывании инфраструктуры на базе Архангельского областного института открытого образования и подключения к нему 25 школьных классов во всех районах области. Каждый такой муниципальный центр цифрового образовательного кольца получил комплект терминального оборудования LifeSize Passport, интерактивную доску, ресурсоемкий мультимедиапроектор, моноблочный персональный компьютер и кодек видеоконференцсвязи с HD-камерой. В ресурсном центре, в свою очередь, был установлен аппаратный комплекс LifeSize Team для организации многоточечной видеоконференцсвязи с качеством видео Full HD. На сервере LifeSize VideoCenter любой удаленный пользователь через веб-браузер может найти материал в списке транслируемых в режиме онлайн или же в архиве. Для организации надежных транспортных каналов в рамках «цифрового образовательного кольца» институтом совместно с муниципальными органами управления образованием и Министерством образования и науки Архангельской области была проведена большая работа с провайдерами – требовалось обеспечить минимальную ширину канала в 512 Кбит/с. Все требования были практически выполнены, и из-за отсутствия иных вариантов одна из районных школ была подключена по спутниковому каналу. Само по себе это стало мощным толчком к развитию систем связи в муниципальных образованиях, повышению общей коммуникационной связности и повышению эффективности управления.



Каждый из 25 муниципальных центров цифрового образовательного кольца получил комплект терминального оборудования LifeSize Passport, интерактивную доску, ресурсоемкий мультимедиапроектор, моноблочный персональный компьютер и кодек видеоконференцсвязи с HD-камерой

 

Этапы внедрения

2004 – 2009 гг. – возникновение идеи, организационно-техническая проработка, подготовка кадров на местах;
2010 г. – разработка проекта в рамках программы «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области»;
2011 г. – поступление финансирования, начало практической реализации;
2012 г. – завершение первой стадии реализации проекта, запуск в эксплуатацию;
2013 г. – начало реализации второй стадии проекта с созданием и подключением дополнительных муниципальных центров.

Текущее состояние

Отметим большую заинтересованность и поддержку муниципальных районов области, которые активно включились в процесс реализации проекта. Муниципальные образовательные учреждения получили универсальный инструмент, с помощью которого можно не только участвовать в видеоконференции, но и организовать в аудитории полноценный учебный процесс, получая достаточно качественный способ отображения информации на интерактивной доске (отображение видео- и аудиоматериалов) и трансляции проходящих в классе различных образовательных мероприятий. Оборудование видеоконференцсвязи LifeSize позволяет принимать входящий сигнал с любой точки за пределами созданной в Архангельской области системы (требуется подключение по стандартному и широко распространенному протоколу H.323). У института уже есть такой опыт организации видеоконференции с Норвегией, Белоруссией, а также опыт трансляции из Санкт-Петербурга, Калининградской и Тамбовской областей на все 25 центров «цифрового образовательного кольца». Возможности установленного решения настолько гибки, что в коммуникационный процесс вовлечены не только педагоги, дети и родители, но и структуры исполнительной власти. В частности, оборудование видеоконференцсвязи позволяет проводить «Час министра». В ходе мероприятия происходит взаимный диалог в режиме онлайн между министром образования и науки Архангельской области Ильей Иванкиным и представителями педагогической и родительской общественности. Аналогичным образом для решения своих вопросов коммуникационную сеть образовательного кольца Архангельской области используют и другие региональные ведомства: Министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области, Агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области и т. д.



Губернатор Архангельской области Игорь Орлов (справа) и министр образования и науки Архангельской области Илья Иванкин (слева) в ресурсном центре

Планы по дальнейшему развитию

В настоящее время начинается реализация второго этапа внедрения проекта – создание образовательных цифровых колец на уровне муниципальных районов и городских округов, которые будут являться частью областного кольца. В 2013 году ожидается завершение создания десяти таких оборудованных аудиторий. Во многих школах уже есть необходимое оборудование (либо его часть), и для их подключения необходимо лишь докупить недостающие компоненты и программное обеспечение. Каждое муниципальное образовательное учреждение само принимает решение о включении в программу в зависимости от своих возможностей. Предполагается дальнейшее расширение сфер использования созданной коммуникационной инфраструктуры. В частности, для организации системы дистанционного обучения детей, а также налаживания междисциплинарного диалога для обсуждения актуальных вопросов образовательного процесса и повышения его эффективности.




Ректор Архангельского областного института открытого образования Лариса Уварова

Мнение заказчика

«Точки доступа, установленные в районных образовательных учреждениях, становятся ресурсным центром цифрового образовательного кольца, привлекая не только работников образования, но и представителей других сфер. Это наилучшим образом сказывается на активизации их взаимодействия, консолидации усилий и реализации совместных программ. Принципиально важно, что каждая такая точка может сама инициировать тему и провести вебинар или конференцию для всей области (в том числе с подключением точек за ее пределами), что создает единое интерактивное образовательное пространство в региональном масштабе. Активно стало развиваться дистанционное обучение не только педагогических работников, но взрослых и самих детей с возможностью удаленного подключения к видеоконференции и просмотра материалов в записи. Сейчас мы работаем над созданием комплексной программы дистанционного обучения для них. Что же касается эффективности системы для организации удаленного обучения и повышения квалификации работников образования, то мы оцениваем ее как крайне высокую. Только экономия на командировочных расходах за девять месяцев ее функционирования составила более девяти миллионов рублей. До точки окупаемости проекта остается не более года», – отметила ректор Архангельского областного института открытого образования Лариса Уварова.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интеграция, Оборудование, Кадры, Инновации

Ключевые слова: интеграция, дистанционное обучение, внедрение, видеоконференцсвязь, Полимедиа