ЗАО «Вэб Плас» было основано летом 1996 года. Его учредителем стали Complus Holding (70 %) и петербургский телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест», который к 2000 году стал 100-процентным владельцем нынешнего юбиляра. Последний к моменту появления в своем активе «интернет-дочки» уже инвестировал в ряд проектов в области связи, в частности, в сотового оператора «Северо-Западный GSM» (сейчас Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон»), пейджинговую компанию «НЕДА-пейджинг», «Нева-Лайн», который занимался ранее в основном передачей данных (сейчас является 100-процентной дочкой МТТ), «Санкт-Петербургские Таксофоны», «ПетерСтар» и т.д.
При этом «Вэб Плас» практически сразу же после старта стал участником совместных проектов со своими сестринскими компаниями. Так, в 1998 году совместно с «НЕДА-пейджинг» и «Северо-Западный GSM» была запущена «Единая система мобильных сообщений», которая в модифицированном виде прожила до нынешних времен – оператор «МегаФон» буквально недавно прекратил предоставление услуги «Пейджер» (см. выпуск дайджеста от 31 августа 2006 г.). Кроме того, именно «Вэб Плас» являлся внешним поставщиком доступа в Интернет для «ПетерСтара» до 2001 года, когда последний решил заняться этим бизнесом самостоятельно (отметим, что сейчас эти компании являются ближайшими конкурентами на рынке карточного доступа: по некоторым оценкам, «Вэб Плас» контролирует здесь около 22-23 %, а «ПетерСтар» отстает чуть ли не на десятые доли процента). Кроме того, «Вэб Плас» являлся первым поставщиков и для «Северо-Западного GSM». В свою очередь, молодой провайдер активно пользовался инфраструктурой «ПетерСтар» и «Нева Лайн» для подключения корпоративных клиентов (сейчас среди основных партнеров – «Петербург Транзит Телеком», который предоставляет ресурсы своей сети передачи данных для ADSL-услуг «Вэб Пласа», и «Северо-Западный Телеком»).
«Вэб Плас» тогда вышел на рынок, на котором уже работало несколько интернет-провайдеров. Споры о том, кто стал первым в Петербурге предоставлять услуги доступа во всемирную сеть, не закончены до сих пор. По оценкам одних, это провайдер «Дукс», ныне не существующий (примечательно, что его абонбаза в свое время отошла «Вэб Пласу»), другие – некая «дочка» «АМТ Групп», имя которой уже забыто – она просуществовала недолго на рынке. Тем не менее, к моменту появления нового игрока помимо «Дукса» уже присутствовали «Адмирал Телеком», «Атлант», «ЛЭК Телеком», «Петерлинк», «РКом», чуть позже появился Convey, «Солярис». Напомним, что тогда час доступа стоил в районе $3-5.
В дальнейшем развитие «Вэб Пласа» шло в соответствии с реалиями петербургского рынка: в 1999 году компания выпустила интернет-конверты (первым, кто освоил этот способ продаж, стал в 1997 году «Адмирал Телеком»), удачный старт которых надолго закрепил провайдера в лидерах игроков в сегменте коммутируемого доступа. В том же году «Вэб Плас», как и многие игроки на рынке связи, обратил внимание на IP-телефонию. В 2000 году эта компания стала первой в России, которая запустила на массовом рынке услуги широкополосного доступа на базе технологии ADSL. Надо отметить, что в том же году были первые попытки освоения этого сегмента и со стороны других игроков: в частности, в партнерстве с кабельными операторами с квартирными абонентами стал работать «Ред Нет», в 2000-2001 годах появились первые проекты домашних сетей как в Петербурге («Матрикс Сетевые Решения», «Неваком»), так и в области – («Астра-Ореол» в Гатчине, «Дюна» в Сосновом Бору). Однако до активизации домашних сетей на рынке в 2004 году в сегменте широкополосного доступа для частных абонентов происходило мало событий.
Среди первых пользователей ADSL-доступа в Петербурге оказались сеть «Компьютер-центр «Кей», а также петербургские офисы ECI Telecom и General DataComm. К концу 2000-го года у «Вэб Плас» насчитывалось до 500 ADSL-абонентов. Компания последовательно набирала клиентскую базу по этому направлению: на конец 2001 года у нее было около 1,5 тыс. клиентов, 2002 года – 3,5 тыс., 2003 года – 7 тыс., 2004 год – 12 тыс.
В 2005 году ситуация изменилась: стало известно о грядущем выходе на ADSL-рынок основного игрока на местном рынке связи и главного поставщика услуг телефонии для частного сегмента ОАО «Северо-Западный Телеком». Первой ласточкой в преддверии столь мощного конкурента стало обновление тарифной политики: с осени 2004 года компания стала регулярно проводить маркетинговые акции и вводить новые предложения (см., например, новость от 18 февраля 2005 г. по итогам развития компании за 2004 год или выпуск новостей от 18 апреля 2005 г.).
Среди наиболее заметных событий, которые были инициированы провайдером в прошлом году - также объединение усилий с компанией ПТТ на основе игрового сервера Web X Line (см. выпуск новостей от 23 августа 2005 г.). Кроме того, компания оценила актуальность своих действий на Wi-Fi-рынке города (см. выпуск новостей от 26 июля 2005 г.), а в самом начале 2005 года запустила первый контент-проект, ориентированный на ADSL-пользователей (см. выпуск новостей от 19 января 2005 г.). В итоге за 2005 год компания получила около 15 тыс. абонентов и на начало этого года обслуживала 28 тыс. пользователей (сейчас – более 35 тыс.).
Старт же СЗТ ознаменовался витком ценовой конкуренции. Первыми откликами «Вэб Пласа» стало снижение цен и увеличение скоростей. Так, практически одновременно с официальным запуском «Авангарда», компания удвоила скорости на своих основных тарифах (ранее – 64 и 128 кбит/с, теперь - 128 и 256 кбит/с). Кроме того, этот же провайдер снизил стоимость «входного билета» для своих абонентов практически вдвое. Среди последних инициатив компании – освоение технологии ADSL 2+, которая позволяет увеличить скорость до 24 Мбит/с, ввод новых условий для тарифов с ограничением трафика (см. выпуск новостей от 4 августа 2006 г.), запуск нового тарифа Lucky (см. выпуск новостей от 10 августа 2006 г.).
«Вэб Плас» так же последовательно работал и на корпоративном рынке. В свое время провайдер предложил несколько услуг на базе своей ADSL-сети: «Умные сети», позволяющие объединять локальные сети компании в единую, и «Клонирование телефонов», которое дает возможность организовать на одной телефонной линии несколько номеров. Положение оператора упрочилось после приобретения телекоммуникационной компании «Телепорт Санкт-Петербург» (см. выпуск новостей от 13 января 2005 г.).
Тем не менее, по словам руководства компании, основные перспективы ее развития связаны с услугами доступа в Интернет и активной работой на широкополосном рынке. Более подробно об этом корреспонденту spbIT.ru рассказал генеральный директор компании «Вэб Плас» Андрей Ширенко.
Вы работаете в компании «Вэб Плас» с 1998 года, когда перешли с должности регионального менеджера по продажам оператора «ПетерСтар». Какими были Ваши первые впечатления от новой фирмы?
- В «Вэб Плас» меня пригласили сразу на должность генерального директора, и это было для меня очень серьезное продвижение. Первое впечатление, которое я получил в новой должности, можно назвать шоком: это, напомню, был конец 1998 года и у нас, как и у подавляющего большинства российских компаний, было сложное финансовое положение. В такой ситуации никто не мог прогнозировать, как, куда и зачем будут развиваться услуги доступа в Интернет. Тем не менее, мы тогда поставили себе задачу доказать, что Интернет не является «вещью в себе» и чем-то особенным с точки зрения бизнеса: любые апробированные бизнес-модели, которые применимы в других областях, работают и здесь. Несмотря на ситуацию, мы приступили к разработке маркетинговой политики, проработке новых продуктов. Так, в 1999 году был проведен ребрендинг, тогда появился новый визуальный образ – божья коровка, который был разработан группой собственных дизайнеров. Постепенно «Веб Плас» пришел к тому, что мы знаем сегодня.
Какие основные этапы в развитии компании Вы могли бы отметить?
- Первым этапом можно назвать вывод в 1999 году интернет-конвертов в новой упаковке и с новой ценой. За первый год мы получили 1000-процентный рост продаж. Честно признаюсь, мы не ожидали такого эффекта, и в течение какого-то первого времени у компании были даже проблемы с дозвоном, потому что мы продали пакетов примерное в 8 раз больше, чем предполагали. Вторым серьезным этапом явился запуск проекта ADSL, который состоялся в 2000 году. Официально нам удалось его запустить на два месяца раньше столичного проекта, который сейчас называется «Стрим». За годы работы в этом направлении стало понятно, что мы тогда сделали правильную ставку, и сегодня широкополосный доступ занимает 65 % в структуре выручки компании, является наиболее высокомаржинальным и быстро растущим сегментом. Например, только за первое полугодие этого года в сегменте физических лиц мы получили рост боле 200 %. Это говорит о том, что на рынке сформирован лавинообразный спрос. Третий этап развития компании можно отнести к 2003 году, когда «Вэб Плас» перестал быть только интернет-провайдером, а стал телекоммуникационной компанией, предоставляющей полный спектр услуг. Тогда мы вывели бренд «Клонирование телефонов» и сейчас предоставляем все виды услуг «в одном флаконе»: телефонию, Интернет, передачу данных, и можем полноценно конкурировать с другими игроками.
Можно ли сказать, что в дальнейшем положение укрепилось за счет приобретения оператора «Телепорт Санкт-Петербург»?
- Да, одной из идей, когда мы два года назад приобретали компанию «Санкт-Петербург Телепорт», был выход на рынок крупных и средних корпоративных клиентов, а также упрочнение собственных позиций в области телефонии. В дальнейшем мы не стали интегрировать компанию в «Вэб Плас» и не планируем этого делать, по крайней мере, в ближайшее время. Тем не менее, этот актив развивается в своем сегменте, обслуживает ряд крупнейших гостиниц и бизнес-центров. Это не очень большой, но интересный бизнес, который занимает свою нишу и у которого есть перспективы.
Как в целом у вас развивались направления IP-телефонии?
- Карточки IP-телефонии нельзя назвать какой-то большой вехой, они вышли практически одновременно с интернет-конвертами. В то время, когда в 1999-2000 годах был бум IP-телефонии, «Вэб Плас» одним из первых поставил специальное IP-оборудование Lucent Tecnologies (оно давно уже снято с производства). Это были первые эксперименты, тогда никто не понимал, что будет в дальнейшем, хотя считалось, что IP-телефония заменит все. Но на тот момент были серьезные проблемы с качеством, и нам пришлось проделать много работы, чтобы достигнуть адекватных параметров.
Помните ли Вы первых абонентов ADSL?
- Не готов назвать по именам, помню, что в свое время нашими подписчиками стали несколько радиостанций. Тем не менее, у нас есть клиенты, которые с нами уже 10 лет. Мы им очень благодарны, это наша лояльная база, которая остается с нами, благодаря которой мы, в том числе, и учились. Тогда же, в 2000 году, у нас появились и первые частные ADSL-клиенты. Сейчас у нас превалирует массовый абонент в количественном выражении, но корпоративные клиенты приносят существенную долю дохода в силу того, что их ARPU выше.
Недавно у вас была запущена технология ADSL 2+. Как она развивается?
- Сегодня мы предоставляем данную технологию для всех, но в первую очередь - для юридических лиц, т.е. там, где нужна высокая скорость. Однако мы вывели несколько тарифов (на скоростях 256 и 512 кбит/с) и для физических лиц. Они востребованы на рынке, хотя, конечно, не так массово, как остальные тарифы. Впрочем, абонент изначально не знает, какая технология используется – ADSL 2+ или нет. По сути, для него этот вопрос и не принципиален, клиент выбирает тариф, а уже выбор технологии, по которой она предоставляется, остается за нами.
Какие еще технологические новшества были внедрены за последнее время?
- У нас есть две опытные зоны: уже доступна игровая зона и сейчас создается зона IP-телевидения. Абоненты последней должны появиться уже до конца этого года. В этих направлениях мы планируем активно развиваться.
Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке широкополосного доступа?
- Согласно маркетинговым исследованиям рынка широкополосного доступа для физических лиц текущая ситуация такова: сегменту ADSL принадлежит 35 %, остальное приходится на домашние сети. Но среди последних нет ярко выраженных доминирующих игроков, которые предоставляли бы свои услуги на территории всего города. Т.е. здесь мы получаем большую массу компаний, охватывающих от 2-3 домов до целых районов. Но это будет меняться. Мы также планируем идти в сегмент домовых сетей, как и в принципе использовать технологию Wi-Fi, а потенциально – WiMax, для предоставления наших услуг. Для нас основная идея заключается в том, что мы предоставляем не определенную технологию, а сервис, и как именно пользователь получает его - не играет роли. Кроме того, нельзя «зацикливаться» на одной технологии, т.к. у каждой есть свое время жизни, свои сложности, свои плюсы и минусы. По моим прогнозам, к концу 2009 года в Петербурге будет 500 тыс. абонентов широкополосного доступа. И я, честно говоря, думаю, что эти прогнозы не только сбудутся, но и будут превышены.