В Петербурге грядет телефонная революция. Стационарная связь примеряет мобильную тарифную политику

ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) раскрыло некоторые подробности новой тарифной политики в связи с вводом повременного учета разговоров, которая предположительно вступит в силу в начале 2007 года. Будущие расценки на местную телефонную связь не разглашаются до их утверждения на федеральном уровне, однако общие очертания маркетинговой и ценовой политики СЗТ были озвучены вчера, 17 октября, на пресс-конференции оператора. Они становятся все более похожими на стандарты работы операторов сотовой связи. Компания даже готова комбинировать новые предложения с тарифами на услуги передачи данных – ADSL-доступа в Интернет.

ОАО «Северо-Западный Телеком» – одна из семи региональных компаний, входящих в государственный холдинг «Связьинвест», и крупнейший поставщик телекоммуникационных услуг на местном рынке, чья деятельность охватывает всю территорию Северо-Запада. Компания включает 10 филиалов, крупнейшим из которых является петербургский: его монтированная емкость составляет около 2,2 млн номеров и на его долю приходится около 40 % доходов компании. Всего по Северо-Западу оператор обслуживает почти 4,4 млн абонентов, 3,8 млн из которых – физические лица. Оператор работает в сфере предоставления телефонных услуг для населения, а также в ряде областей активно продвигает услуги доступа в Интернет: так, 700 тыс. жителей Северо-Западного региона пользуются доступом в сеть посредством СЗТ, 54 тыс. из них – пользователи широкополосного доступа по технологии ADSL (торговая марка «Авангард»), остальные прибегают к услугам коммутируемого доступа. В числе абонентов ADSL 37 тыс. жителей Петербурга, и услуга также предоставляется на территории Великого Новгорода и Пскова, а с середины сентября также в Архангельской, Мурманской и Калининградской областях (см. выпуск новостей от 19 сентября 2006 г. http://spbit.ru/news/n10227/).

Вчера, 17 октября, представители СЗТ озвучили планы по вводу новой системы тарификации местных телефонных соединений, включающую в себя повременную оплату переговоров. Напомним, что последняя определена в «Законе о связи», а согласно постановлению № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи», каждый оператор, тарифы которого регулируются государством, должен предложить своим абонентам минимальный «джентльменский набор». В отношении юридических лиц это один тариф с повременной системой оплаты, а квартирным абонентам компания обязана предложить на выбор не менее трех тарифных планов: тарифный план с повременной системой оплаты, предусматривающий плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности и стоимости единицы тарификации («повременный»); тарифный план с абонентской системой оплаты, предусматривающий плату за неограниченный объем местных телефонных соединений («безлимитный»); тарифный план с комбинированной системой оплаты, предусматривающий абонентскую плату, устанавливаемую дифференцированно в зависимости от объема местных телефонных соединений (разговоров) в единицах тарификации за расчетный период («комбинированный»).

Как пояснили в СЗТ, эта градация уже подразумевает деление квартирных абонентов на определенные группы по объему пользования услугами фиксированной связи: «повременка» подойдет, например, тем, кто редко бывает дома, кому важна возможность позвонить в случае необходимости, однако, возникающей нечасто, – безусловно, на этом тарифном плане стоимость одной минуты будет наиболее высокой, однако она все равно останется в несколько раз меньше, чем у мобильных операторов. «Безлимитка» – для людей, работающих на дому, многоговорящих пенсионеров и т.д. «Комбинированный» тариф – для умеренно говорящих людей, чья телефонная активность находится в некой «золотой середине», для таких абонентов затраты на местную связь, скорее всего, останутся на прежнем уровне», – рассказал в своем выступлении заместитель генерального директора СЗТ коммерческий директор Олег Попов.

Тем не менее, для всех абонентов будет введена фиксированная плата – вне зависимости от тарифа – за пользование телефонной линией. Стоит отметить тот факт, что нужно отделять услуги местной связи от других услуг и внутризоновой связи: например, звонки на мобильные телефоны в «безлимитку» не входят, так как относятся к зоновой связи. Что касается модемного доступа, то это относится к услугам телематики, и с абонента плата за минуту соединения взиматься не будет. Но так будет только в том случае, если модемный пул провайдера зарегистрирован у СЗТ. Напомним, что согласно новым правилам, основной владелец местных телефонных ресурсов сам взимает плату с провайдеров – по 18 копеек за минуту соединения (см., например, выпуск новостей от 4 июля 2006 г. http://www.spbit.ru/news/n9299/). Если же пул не зарегистрирован, а абонент сделал на него звонок, то СЗТ взыщет средства с него, и по более высокой шкале – по 48 копеек за минуту.

По данным исследования СЗТ, средняя активность петербургского абонента составляет 400 минут разговоров в месяц, максимальная – 960 минут. Как пояснили в компании, именно от этих цифр, в числе прочих факторов, отталкивались, разрабатывая новые тарифные планы. На утверждение в Федеральную службу по тарифам были поданы, помимо трех обязательных, еще несколько дополнительных тарифных планов: в их числе предусматривающие различное количество предоплаченных минут, более дешевые разговоры в выходные и в ночное время и т.д. «Мы стараемся максимально адаптировать наши тарифы к потребностям абонентов, удовлетворить различные их запросы, и намерены развивать нашу тарифную линейку в этом направлении как для частных, так и для корпоративных абонентов», – пояснил Олег Попов. В дальнейшем компания планирует разнообразить свои предложения: в частности, могут быть предложены варианты для абонентов «Авангарда», которым по услуге местной связи будут предложены ряд преференций. В этом плане новая линейка СЗТ приближается к предложениям сотовых операторов, о которых на пресс-конференции было не раз упомянуто. «Известно, что сейчас средняя стоимость минуты исходящей связи для сотового абонента, составляет около 2 рублей, если это предложения для групп – то все равно это минимум 1 рубль. Средний объем разговоров у массового абонента – 100-200 минут в месяц, и он без излишних волнений платит эти деньги. Мы такая же рыночная компания, ориентированная на извлечение прибыли», - отметил Олег Попов.

Состав и параметры уже разработанных тарифных планов не раскрываются. Однако, согласно уже опубликованной ранее в пресс информации, например, безлимитный тариф с фиксированной абонплатой составит около 400 рублей. Один из вариантов комбинированного предложения включает плату в районе 250 рублей в месяц, в которую будет входить 400 минут исходящего трафика, а звонки сверх этого лимита придется оплачивать по цене 0,2 рубля за минуту (всего в ФСТ СЗТ отправила пять вариантов комбинированных тарифов). Повременный тариф будет включать в себя плату за исходящие звонки – по 0,25-0,3 рубля за минуту. Стоимость обслуживания телефонной линии – это напомним, обязательный платеж для всех категорий пользователей, по оценкам составит в районе 100-130 рублей (при этом. для абонентов спаренных телефонов, которых по Петербургу насчитывается в районе 115 тыс., предусмотрен понижающий коэффициент в размере 0,67).

СЗТ уже предварительно провела исследование на тему востребованности новых предложений. Так, по оценкам компаний, многоговорящих абонентов в городе – всего около 5 % от абонбазы, однако 25 % от фокус-группы заявили о желании остаться на безлимитном тарифе. По прогнозам оператора самым же востребованным станет комбинированное предложение.

Для перевода на новую систему тарификации оператору необходимо удовлетворять двум техническим требованиям: все АТС должны быть оснащены соответствующим оборудованием для тарификации вызовов и эту функцию должна поддерживать биллинговая система компании. Относительно первого вопроса в компании пояснили, что в настоящее время около 8 % абонентов на Северо-Западе не смогут сменить тарифный план в связи с отсутствием технической возможности – это клиенты сельской телефонной сети, для которых абонентская плата просто будет проиндексирована на 14 %. Что касается биллинга, на сегодняшний день ведется активный перевод областных филиалов на единую систему: сейчас она объединяет Петербургский, Ленинградский областной, Новгородский и Псковский филиалы, в ближайшие дни будет присоединен также Вологодский филиал, а полный переход сети на новую биллинговую систему запланирован на начало 2008 года. Поставщиком ПО и услуг выступает петербургский разработчик «Петер-Сервис», стоимость контракта не разглашается.

Предположительно новые тарифы будут введены с 1 декабря 2006 года, а на выбор тарифа абонентам будет отведен месяц. В связи с переходом в СЗТ запланирована масштабная кампания, направленная на информирование абонентов, которая пройдет, вероятно, под лозунгом «Все на выборы тарифного плана!». Как отмечают в СЗТ, это одна из самых затратных и нестандартных кампаний для оператора: будут задействованы все каналы, вплоть до объявлений на парадных.

В рамках информационной кампании каждому абоненту (физическому лицу) будет направлено письмо с подробной информацией о тарифных планах и бланком дополнительного соглашения, подписанным со стороны СЗТ, в котором абонент сможет отметить тот или иной тарифный план и отправить оператору один экземпляр допсоглашения в приложенном конверте с обратным адресом. По поводу этого мероприятия в СЗТ не испытывают особого оптимизма: по словам представителей компании, может случиться так, что лишь 30 % писем дойдут до адресатов, и лишь треть из них откликнется на обращение ответным письмом. Подписать допсоглашение можно будет и в центрах обслуживания СЗТ: планируется продлить часы их работы и увеличить количество сотрудников, в том числе работающих на выезде – например, непосредственно в помещениях АТС и переговорных пунктов. Для людей пожилого возраста и других представителей социально защищаемых групп населения предполагается организовать вызов представителей СЗТ для переоформления договора на дом. Также будут организованы «горячая линия», автоинформатор для населения и размещение информации в общественных местах и в сети Интернет. Общие затраты на информационную кампанию, как и инвестиции в переход на новую систему в целом, пока не разглашаются, однако в компании сообщили, что только рассылка домашним абонентам по региону обойдется в сумму около 2 млн рублей.

Если абонент в течение этого времени не определится с выбором тарифа, то он автоматически будет переведен на безлимитный вариант с фиксированной оплатой. В дальнейшем подписчик сможет менять тарифные планы, не более чем раз в месяц, при этом эта услуга будет платной – ее стоимость будет равняться плате за пользование телефонной линией.

Сегодня центры обслуживания СЗТ в Петербурге (всего их тридцать, из них пять – основных) принимают порядка 4 тыс. клиентов в день. Однако на переход к новой системе пока что отводится лишь один месяц, в связи с чем особенный интерес петербургских журналистов вызвала вероятность наступления «апокалиптического» столпотворения абонентов у дверей центров обслуживания СЗТ. Как пояснили сотрудники компании, именно эта проблема составляет сегодня основную «головную боль», и над ее решением ведется активная работа: в частности, обсуждается вопрос с госорганами о продлении срока перехода на новую систему еще на месяц, а на случай неблагоприятного развития событий разрабатываются дополнительные меры по возможным коммуникациям с абонентами.

Напомним, что в некоторых местах Северо-Западного региона повременная схема оплаты фиксированной связи действует уже достаточно давно: с 2003 года в экспериментальном порядке этот способ тарификации введен на всей территории Карельского филиала СЗТ, также эта система работает в поселке Умба Мурманской области. В Карелии с марта 2003 года начал повсеместно действовать повременный тариф с базовой ставкой 0,07 рубля за минуту, однако, как отметили специалисты карельского филиала СЗТ, когда жителям региона предоставили возможность вернутся к прежней схеме оплаты, это сделали лишь 40 % пользователей. Сегодня в Карелии действуют два тарифных планах: стандартная абонентская плата в размере 185 рублей, и повременный тариф, который рассчитывается как сумма базовой части в размере 111 рублей (это плата за пользование телефонной линией) и расчета за соединение по тарифу 0,22 рубля за минуту.

В целом же вопрос «повременки» для Петербурга давно стал историческим. Он появился еще до создания ОАО «Северо-Западный Телеком», которое вобрало в себя ранее независимые региональные электросвязи (в Северной столице – «Петербургская телефонная сеть»). В частности, в свое время был заключен договор с прибалтийской компанией Elsis стоимостью $10 млн на установку специального оборудования. В дальнейшем эта тема поднималась регулярно, в частности, «повременка» обещалась в Петербурге и в 2003, и в 2004 годах, однако на этот процесс влияли внешние причины – например, пролонгации антимонопольного ведомства или административная реформа 2004 года.

Автор: Анна Прохорова.

Тематики: Фиксированная связь, Регулирование, Финансы

Ключевые слова: