Проект Subscribe.ru был основан в 1998 году и вырос из проекта Citycat.ru. Спустя полтора года после запуска Subscribe.ru было основано ООО (в дальнейшем – ЗАО) «Интернет-Проекты», основным продуктом которого до сих пор является сервис рассылок. Сегодня головной офис компании находится в Петербурге, также работают офис в Москве и представительство на Украине. Subscribe.ru насчитывает более 4 млн подписчиков и почти 30 тыс. рассылок. Кроме того, ЗАО «Интернет-Проекты» принадлежат сервис опросов и социологических исследований VoxRu.net и сервис подписки на электронные версии журналов и газет Esmi.Subscribe.ru. Основной доход Subscribe.ru получает от продажи рекламных площадей в письмах с выпусками рассылок: в месяц таких писем рассылается более 170 млн. Другие источники дохода - например, сервис подписки на электронные версии бумажных газет и журналов, сервис проведения опросов интернет-аудитории.
В 2001 году в состав акционеров ЗАО «Интернет-Проекты» вошли венчурные «Российский технологический фонд» и Nordic Russian Management Company. На днях было объявлено, что в январе 2007 года завершилась сделка по продаже миноритарного пакета акций ЗАО «Интернет-Проекты»: упомянутые инвесторы продали свои доли новому совладельцу, им стал фонд Digital Sky Technologies. Таким образом, венчурные фонды РТФ и Norum совершили запланированный выход из проинвестированной 5 лет назад компании.
Digital Sky Technologies контролируется исполнительным директором NCH Advisors Григорием Фингером и бывшим топ-менеджером группы «Менатеп» и концерна «Нефтяной» Юрием Мильнером, причем последний выступает как управляющий партнер. Digital Sky Technologies в течение последних месяцев совершила ряд других финансовых операций на российском веб-рынке. Недавно южно-африканской медиагруппе Naspers Limited ею были проданы за $165 млн 30 % российской компании Port.ru, владеющей российским интернет-порталом Mail.ru. За фондами прямых Digital Sky Technologies и Tiger Global Management осталось около 60 % акций Port.ru, и у каждого пакет меньше контрольного.
Буквально в начале февраля Digital Sky Technologies приобрела миноритарный пакет акций другого популярного веб-сервиса - HeadHunter.ru. Эта компания работает на рынке интернет-рекрутмента с 2000 года. Клиентами HeadHunter являются более 28 тыс. компаний, на сайте hh.ru единовременно представлено около 700 тыс. резюме и порядка 60 тыс. вакансий. По объему продаж компания занимает первое место в этом сегменте кадрового рынка в России. Оборот компании в 2006 году составил почти $6 млн. Летом 2006 года HeadHunter было открыто представительство в Петербурге (см. выпуск новостей от 19 июля 2007 г.). Продажа пакета Digital Sky Technologies состоялась после того, как HeadHunter выкупила его у «РБК Информационные системы».
На Западе венчурные инвестиции в интернет-проекты являются обычной практикой, тогда как на российском веб-рынке это до сих пор было относительно редким явлением. Однако на протяжении 2006 года был отмечен рост внимания инвесторов к таким проектам. Например, одним из примечательных событий в декабре 2006 года стало приобретение принадлежащим олигарху Владимиру Потанину холдингом «Проф-Медиа» 48,8 % акций Rambler Media за $23 млн. Сюда же можно отнести покупку холдингом Rambler Media пакета акций сети Damochka.Ru и баннерообменной системы BannerBank, приобретение российским холдингом eMedia американской компании Newsland, а компанией News Outdoor Russia - пакета акций проекта AdMe и т.д. По некоторым оценкам, в прошлом году объем сделок с российскими интернет-компаниями составил около $1,5 млрд. Петербургский веб-рынок по прежнему следует за развитием федерального с некоторым отставанием: перепродажа акций Subscribe.ru - первый прецедент такого масштаба в Северной столице.
Однако качественный сдвиг в этом направлении наметился еще в 2006 году. Напомним, что весной прошлого года в Петербурге появился первый профильный веб-инвестор, компании «Медиа Картель» (см. выпуск новостей от 24 марта 2006 г.). В качестве учредителей «Медиа Картель» выступили петербургские интернет-агентства «Трафик» и «Веб.Мастер», а также группа компаний «Русский металл», которая обеспечивает финансирование деятельности картеля. Масштаб деятельности вновь созданного профильного инвестора «Медиа Картель» не так велик, и все-таки его появление свидетельствует об определенной зрелости местного рынка. Как отмечают эксперты, указанные тенденции сохранятся и получат свое развитие на местном уровне, но в перспективе за Петербургом останется порядка 10-15 % от общего оборота подобных сделок.
«Действительно, российские инвесторы все чаще обращают внимание на успешные веб-проекты. Между тем, в отличие от Запада, где активно развиваются Web 2.0 ресурсы, в Рунете не так много авторитетных и зарекомендовавших себя площадок, поэтому стремление приобрести популярные проекты, по-видимому, будет только нарастать. Можно предположить, что вскоре начнет усиливаться и другая тенденция - инвесторы начнут вкладывать деньги не только в покупку существующих ресурсов, но и в разработку новых проектов, тем более, что в настоящий момент еще существуют незаполненные ниши для контент-проектов и технологических разработок», - прокомментировала менеджер по развитию интернет-компании SPBnet Ирина Зимицкая.
Она также отметила, что конкурентным преимуществом петербургских компаний может стать наличие квалифицированного персонала. «Стоит вспомнить, что много крупнейших ИТ-компаний и проектов начинались в нашем городе, и даже портал Mail.ru был изначально разработан петербургским филиалом DataArt. Кроме того, оплата труда специалистов в нашем городе ниже по сравнению с Москвой», - добавила Ирина Зимицкая. «Западные тенденции потихоньку приходят в Россию, но пока не в таких масштабах, как за рубежом. Рунет развивается, появляются инвесторы: происходящее сейчас на рынке довольно закономерно, - согласилась PR-менеджер рекламного агентства Molinos Анна Сизова, - Конечно, Петербург немного отстает в этом плане от столицы, но и в нашем городе есть перспективы для развития».
Что касается влияния нового акционера на Subscribe, то, по словам специалистов, спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации сложно: возможны любые варианты от независимости до кардинального изменения работы компании. «Главное, чтобы все участники сделки понимали важность непрерывности функционирования сервиса, иначе он достаточно быстро начнет терять прибыльность. Если же из-за каких-нибудь проблем он остановится на значительное время (например, на месяц), он может потерять популярность», - отметил генеральный директор «Петерлинк Веб» Юрий Степанов.