Один из крупнейших российских поисковых порталов «Яндекс» (yandex.ru) начал работу в 1997 году, одноименная компания была зарегистрирована в 2000 году. На данный момент «Яндекс» предлагает пользователям Интернета все ключевые массовые сервисы: поиск в Интернете, каталог сайтов, платежную систему, новости, карты и энциклопедии, электронную почту и систему фильтрации спама «Спамооборона», бесплатный хостинг «Народ», каталог товарных предложений магазинов «Маркет» и многое другое. К началу 2006 года ежедневная аудитория «Яндекса» достигала 5 млн человек. Компания вышла на самоокупаемость в ноябре 2002 года, в 2003 году ею были выплачены первые в истории российского Интернета дивиденды, неаудированная выручка компании по результатам 2006 года привесила $72 млн.
Представительство компании в Петербурге было открыто осенью 2006 года и стало вторым региональным офисом «Яндекса» (за исключением столичного): другое подразделение, расположенное за пределами Москвы, находится в Одессе (Украина). В скором времени анонсировано открытие офиса компании также и в Екатеринбурге. В задачи уральского офиса разработок будет входить развитие существующих и разработка новых технологий поиска и коммуникационных сервисов Яндекса. В настоящее время группа екатеринбургских разработчиков уже вернулась со стажировки в Москве и приступила к работе в уральской столице.
В значительной степени функции петербургской команды «Яндекса» также состоят как в развитии существующих массовых сервисов, так и разработке новых. В состав представительства входит и маркетинговая служба, всего в офисе «Яндекса» в Петербурге на данный момент работают 50 специалистов. Продажа рекламы напрямую не входит в задачи филиала, отметим, что в этом плане на местном рынке компания работает через партнеров, в первую очередь такие крупнейшие интернет-агентства Петербурга, как Molinos, Traffic и RealWeb.
Возглавляет новый офис компании Андрей Иванов, ранее руководивший филиалом компании Borland в Петербурге. В штат филиала «Яндекса» в Северной столице вошли многие бывшие специалисты Borland, которая в прошлом году значительно сократила объем разработок (см. выпуск новостей от 13 октября 2006 г.). Некогда в рамках образовательной программы Borland было подготовлено большое количество квалифицированных кадров, в том числе специалистов по алгоритмическому программированию.
Политику «Яндекса» по усилению позиций в регионах многие связывают с приходом в Россию международной поисковой системы Google (представительство компании открылось в Москве в начале 2006 года, следом был открыт российский центр разработок компании), который обострил конкуренцию на российском поисковом рынке. Кроме того, ранее Google анонсировал возможность создания в Петербурге оффшорного центра разработки ПО на 3 тыс. рабочих мест в рамках программы Мининформсвязи по созданию технопарков. До текущего момента более половины доли поискового рынка в России принадлежало «Яндексу», а на Google и Rambler приходилось около 20 % всего поискового трафика.
Кроме того, «Яндекс» представляет собой рекламную площадку с возможностями широкого охвата аудитории и также точно сфокусированной рекламы: в 2005 году была открыта рекламная сеть «Яндекса» - система показа контекстной рекламы на сайтах Рунета, вступивших в партнерскую сеть. Помимо медийной рекламы (баннеры), «Яндексом» предлагаются мощные инструменты для контекстной рекламы, которая демонстрирует рекламное объявление только при соответствии тематике запроса пользователя – здесь основной инструмент это «Яндекс.Директ».
Вчера, 5 апреля, в гостиничном комплексе «Новотель» состоялся первый день семинара «Рекламные возможности Яндекса»: это первое мероприятии компании такого масштаба в Петербурге. Первый практический семинар «Яндекса» в Северной столице, посвященный итернет-рекламе, состоялся в 2005 году, однако, имел значительно меньший масштаб и был открыт для всех желающих (см. выпуск новостей от 12 декабря 2005 г.).
На состоявшейся в рамках вчерашнего семинара пресс-конференции представители «Яндекса» поделились своими мнениями об особенностях развития рынка рекламы в Интернет в России и рассказали о задачах мероприятия. Директор по специальным проектам «Яндекса» Андрей Себрант подчеркнул, что в настоящий момент широкое применение рекламных возможностей Интернета сдерживает в том числе низкая осведомленность рекламистов и маркетологов о них, причиной которой частично является недостаточно качественное изучение специфики Интернета в российский вузах, в связи с чем проведение образовательных семинаров по рекламе в Сети является актуальным.
Андрей Себрант первым прочитал доклад на семинаре, в котором рассказал об онлайновой рекламе, общих понятиях, ее аудитории и структуре рынка. Он объяснил, что Интернет предоставляет множество технологических возможностей для таргетинга – управления показом рекламных сообщений для каждого пользователя в зависимости от времени, географии, количества показов, истории его поведения и другим категориям. Г-н Себрант также пояснил особенности трех основных типов онлайн-рекламы: медийной, контекстной и поисковой. По его словам, рынок рекламы в Рунете постоянно растет: в 2006 году этот рост составил 29%, объем рынка достиг $6,5 млрд. По прогнозам, к 2010 году доля Интернет на общем рекламном рынке возрастет с 1,2 % до 4,9 %, не считая контекстную рекламу: на первом месте здесь пока остается реклама телевизионная, затем наружная и различные виды рекламы в печатных СМИ и на радио. Аудитория Интернета в России неуклонно возрастает, и пропорционально этому росту будет увеличиваться его значимость в качестве канала рекламы.
Коммерческий директор «Яндекса» Алексей Третьяков в продолжение темы рассказал о тенденциях рынка контекстной рекламы. По его словам, на данный момент этот вид рекламы обогнал по оборотам рекламу медийную, темпы его роста в Рунете за 2006 год составили более чем двукратное увеличение. Контекстная реклама сегодня опережает рост тематической (непоисковой рекламы). Г-н Третьяков также рассказал о специфике таких типов контекстной рекламы, как поисковая, контекстная и тематическая. В дальнейших докладах и на мастер-классах основное внимание было уделено поисковой рекламе, поскольку именно она наиболее серьезно использует специфику Интернета и требует подходов, существенно отличающихся от принятых в рекламе и традиционных методов.
Так, представитель компании «Яндекс» Евгений Ломизе посвятил свой доклад основам взаимодействия с инструментом «Яндекс.Директ», который позволяет приобретать целевой трафик посредством размещения текстовых контекстных объявлений с оплатой по переходам пользователей и возможностью управлять ценой «клика». В докладе были освещены возможности тематического и поискового таргетинга: в первом случае объявление соответствует тематике просматриваемой пользователем страницы, во втором – поисковому запросу, а также возможности настройки «Яндекс.Директ» и отслеживания эффективности. Затем последовали доклады представителей «Яндекса» Алексея Амилющенко об искусстве подбора слов для использования в поисковой рекламе и Николая Шестакова о приемах составления успешного рекламного объявления, также были приведены примеры удачных и неудачных рекламных компаний.
Помимо «Яндекс.Директ» для интернет-магазинов предлагаются возможности сервиса «Яндекс.Маркет»: автоматическое размещение товарных предложений в проекте, которое позволяет пользователям лучше ориентироваться в ассортименте. Согласно обнародованным исследованиям «Яндекса», за 2006 года розничный рынок интернет-торговли в России вырос на 42 %, что превысило рост западного рынка, который составил 25 %. Пока уровень интереса к предложениям интернет-магазинов значительно выше у столичных жителей: их доля среди всех пользователей Рунета составляет 62 %. В 2006 году больше всего интереса было проявлено к компьютерной технике и бытовой электронике, наибольший рост интереса продемонстрировала группа товаров для строительств и ремонта. Количество магазинов в Рунете за минувший год увеличилось примерно в 1,5 раза, причем их рост не всегда происходил с учетом спроса, отмечается в исследованиях компании.
Сегодня, 6 апреля, в рамках второго дня семинара будут обсуждаться такие темы, как отслеживание эффективности рекламы, эккаунтинг (работа со статистикой рекламной компании), возможности непоисковой рекламы на «Яндексе», состоится вторая часть мастер-класса по «Яндекс.Директ», а также состоится вручение сертификатов слушателям семинара.