В 2008 г. одним из основных трендов рынка широкополосного доступа в Петербурге было развитие услуг «из одной розетки» Triple Play - «Интернет+ТВ+телефония» (см., например, итоговый обзор по развитию рынка ШПД в Северной столице раздела «Провайдеры Петербурга» от 30 декабря 2008 г.). Пионерами на петербургском рынке были ОАО «Телекомпания Санкт-Петербургское Кабельное Телевидение» (ТКТ) и «Северо-Западный Телеком» (СЗТ). Услуга IPTV под брендом «Авангард ТВ» от СЗТ была выведена на местный рынок еще в конце 2007 года. А тесты начались еще в 2006 году (см., например, новость раздела «Северо-Западный Телеком» от 21 февраля 2006 г.). Проект Triple Play («Авангард-Трио»), который включает услуги телефонии, Интернета и «Авангард ТВ», был запущен в ноябре 2008 года. Инвестиции СЗТ в Triple Play составили 2,6 млрд рублей. «Поставщиком контента для услуги «Авангард ТВ» выступает ЗАО «Синтерра Медиа», которое обеспечивает чистоту лицензионных прав по предоставляемым каналам. На конец 2008 года количество абонентов ОАО «СЗТ», пользующихся услугой «Авангард ТВ» (IPTV), составило более 2,7 тыс., из них в Петербурге - порядка 2,3 тыс., а в Новгороде подключено более 400 абонентов. В 2009 году мы будем делать больший акцент на продвижение пакета услуг Triple Play. Открытые вопросы, к решению которых мы прилагаем усилия, - это взаимодействие с правообладателями в области предоставления услуг PVR («Виртуальный видеомагнитофон») и увеличение контента для услуги «Видео по запросу» (VOD)», - прокомментировала заместитель генерального директора по корпоративным отношениям СЗТ Элла Томилина.
По традиции за крупными операторами связи «рванули» и домашние сети - почти все игроки рынка частных пользователей начали тестирование либо скорое подключение услуги IPTV. Можно вспомнить, что первый бум прокатился еще два года назад, когда пионерами из домашних сетей выступили «Элтел» и SkyNet, запустившие IP-TV в тестовой эксплуатации в конце 2006 года (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 10 января 2007 г.). Также такие попытки сделали «Метроком» (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 16 февраля 2007 г.) и «Корпорация ОСС» в рамках своего проекта «Кивинет». В целом исторически первым оператором в Петербурге, запустившим услуги цифрового ТВ по интернет-каналам, стала «Линия 1» (в бытность независимости ПТТ, см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 20 мая 2006 г.). В течение дальнейшего времени такие анонсы делали «Простор Телеком», «Ниеншанц-Хоум», «Ижора Телеком» и ряд других игроков.
История продолжается. Так, недавно универсальный оператор связи «Элтел» вывел на рынок отдельный бренд 3V (Voice, Video, Virtuality), объединяющий услуги телефонии, «видео-по-запросу» (VOD), IPTV, видеонаблюдения и широкополосного доступа в Интернет в домашнем сегменте (см. новость раздела «Провайдеры Петербурга» от 2 декабря 2008 г.). Сейчас в этой области активизируется один из крупнейших игроков ШПД InterZet, который заключил договоры со столичной компанией «Медиа Альянс», услуги которой уже тестируются в сети петербургского оператора. Запуск в коммерческую эксплуатацию цифрового телевидения InterZet планирует на начало марта 2009 года, и на первом этапе к сервису будет подключено около 80 % домов интернет-провайдера.
На стадии тестирования услуг IPTV находится еще один игрок - «Юнет». Более подробно о проводимых работах рассказал руководитель коммерческого отдела ООО «Юнет Коммуникейшн» Дмитрий Лавров: «В рамках тестирования предполагается ретрансляция абонентам присоединяемых операторов порядка 50 каналов, включая HDTV. На первом этапе просмотр программ будет доступен через специальный плеер, который можно скачать бесплатно. После окончания данной стадии начнется тестирование услуг на телевизионную приставку STB ADB-3800W. Компания «Юнет» уже провела первоначальные подготовительные работы по соединению сетей передачи данных. В настоящий момент технические специалисты выполняют взаимную настройку оборудования для качественной передачи мультикаст-трафика. Начало тестирования намечено на последнюю неделю января 2009 года». В качестве контент-провайдера домашней сети, по данным spbIT.ru, выступает «ВестКолл», и, по информации на рынке, в настоящий момент сразу несколько городских операторов обратились к услугам данного игрока в качестве агрегатора IPTV-контента. Отметим, что и сам «ВестКолл» активизировался и в направлении предоставления IPTV для своих домашних абонентов – компания приступила к заключительной фазе тестирования услуг IPTV перед запуском в коммерческую эксплуатацию. Услуга будет продвигаться под маркой Westcall-IPTV, и для подписки будут доступны несколько пакетов каналов, включая «Базовый» (23 телеканала), «Расширенный», VIP (93 телеканала), и также ряд дополнительных пакетов, в частности HDTV (5 телеканалов).
Еще одна домашняя сеть, MNS.ru, в конце 2008 года запустила внутреннее тестирование IPTV. Выводить же полноценный сервис компания не торопится, так как пока не решены все вопросы лицензирования со стороны контент-провайдера, имя которого не раскрывается. «На первых порах MNS.ru планирует не взимать плату за услугу IPTV или будет предлагать ее за символическую плату в размере, например, 50 рублей в месяц. При этом провайдер собирается проводить ряд маркетинговых инициатив в период запуска сервиса», - рассказал руководитель абонентского отдела компании MNS.ru Дмитрий Бойко.
Заметим, что все вышеперечисленные проекты IPTV базируются на услугах московских контент-провайдеров. Известно, например, что «Ниеншанц-Хоум» в качестве поставщика контента для IPTV выбрал «Комстар-ОТС», который предоставляет эту услугу только вместе с пакетом других своих сервисов (в частности, «Ниеншанц» является крупным потребителем магистрального трафика у «Комстара»). Местных же игроков не имеется, исключением, пожалуй, можно считать те компании, которые уже имеют здесь представительства, а это уже названный «Комстар-ОТС» и «ВестКолл», плюс свой узел запустил в Петербурге в прошлом году «Контент-Хаус». В силу данной причины проникновение услуг IPTV тормозится также еще и тем, что некоторые из московских агрегаторов, интересующихся петербургским рынком, не имеют лицензии на трансляцию в Северной столице.
Генеральный директор InterZ Дмитрий Анчунов отмечает: «Агрегаторов качественного и легального ТВ-контента можно сосчитать по пальцам. Мне, на данный момент, известны три компании, и все они имеют столичные корни. При этом если говорить об одной из них, а именно о «Комстар-ОТС», увидеть от них коммерческое предложение мне так и не удалось. Именно ввиду этого обстоятельства параллельно с поиском и переговорами с поставщиками контента мы заключали прямые договоры с каналами и получали свою разрешительную документацию». «На петербургском рынке поставщиков услуг коммерческого IPTV для конечных абонентов всего несколько, а предложение по ретрансляции сразу нескольких десятков каналов в цифровом качестве, включая HDTV, для операторов отсутствует вовсе», - заметили в компании «Юнет».
Как отмечает Дмитрий Лавров, российские поставщики контента, как вещатели, так и кинопроизводители, еще не полностью адаптировались к современным требованиям операторов связи. Генеральный директор компании iPipl Дмитрий Петров добавляет, что агрегаторы контента не так уж и стремятся сотрудничать с домовыми сетями и сейчас на рынке даже нет подходящей бизнес-схемы для такой работы. Более того, г-н Петров считает, что «деятельность по предоставлению услуг IPTV не является профильной для интернет-провайдеров, и зачастую компании не совсем четко представляют себе, как выстроить модель работы в данном направлении».
В самом деле, по оценкам экспертов рынка, сейчас услуга не пользуется достаточным спросом для того, чтобы рассматривать ее как коммерчески выгодный сервис. «IPTV в ближайшее время не будет приносить существенный доход ни самому MNS.ru, ни другим домашним сетям, - в силу того, что те абоненты, которые готовы платить по 25 рублей за разовый показ фильма, не будут часто пользоваться сервисом, а те пользователи, которые потребляют большое количество подобного контента, так и продолжат качать его из Интернета», - пояснил Дмитрий Бойко.
Более того, как считает генеральный директор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин, домашние сети и IPTV, по сути, являются прямо противоположными вещами: «Не секрет, что одним из краеугольных камней маркетинговой стратегии домонетов является так называемый «файлообмен» - т. е. пиратский контент. А одним из наиболее рентабельных сервисов IPTV является VOD. Очевидно, что развитие IPTV и легального VOD практически невозможно при наличии файлообменников». В компании «Эленет» также говорят, что сейчас абоненты не готовы к потреблению услуг IPTV и большого спроса на такой сервис пока быть не может. Сам же «Эленет», по словам его директора Дениса Попова, будет рассматривать возможность запуска IPTV только после того, как основные «законодатели мод», такие как СЗТ, продемонстрируют успешный опыт.
Отсутствие успешных IPTV-проектов на петербургском рынке также является сдерживающим фактором проникновения сервиса. «Тот же самый СЗТ, запустив услугу, выделил недостаточно средств на продвижение, поэтому ему не удалось подключить запланированных на 2008 год 10 тыс. абонентов», - заметил г-н Петров. Пока услугами IPTV не собираются вплотную заниматься такие интернет-провайдеры, как «Билайн» («Корбина Телеком»), «ЛАНК Телеком» и другие. «Мы уделяем внимание IPTV, может, и не такое сильное – так как не видим в нем в ближайшие 2-3 года никакой перспективы», – кратко прокомментировал генеральный директор компании TiERA Валерий Стрельцов. Компания «Цифра» проводила тестирование услуг IPTV среди своих абонентов, и, по словам генерального директора Антона Шугай, большого спроса сервис так и не получил. Сейчас скорость доступа в Интернет позволяет абоненту скачивать фильмы или смотреть телеканалы онлайн, считает г-н Шугай, а пока качество изображения в IPTV не превосходит уже имеющееся у абонента, то люди и не будут платить деньги за данный сервис.
«Мы прекрасно понимаем, что составить конкуренцию операторам кабельного телевидения можно, только предоставив услугу принципиально другого качества. Картинка должна быть зримо значительно лучше, особенно при просмотре на ЖК и плазме большого формата, - согласился Дмитрий Анчунов. – Мы ждем от производителя поставки более современных SetTopBox, поддерживающих в том числе Full-HD-формат, с интеграцией системы Linux для реализации в последующем дополнительных сервисов, а также это оборудование может быть использовано для подключения к IP-телефонии и как роутер». Минимальные инвестиции в полноценную платформу IPTV, по мнению Юрия Брюквина, должны составлять $1,5 млн, а реальные - до $2 млн. До недавнего времени эта сумма была непосильной для большинства участников рынка интернет-доступа Петербурга, а в нынешней сложной финансовой ситуации она вообще становится для многих практически несбыточной мечтой. Хотя г-н Стрельцов считает, что основная проблема здесь состоит не в качестве, а в «количестве» контента. Элла Томилина же более оптимистично смотрит на сложившуюся ситуацию: «Положительные факторы, способствующие внедрению услуг, все же существуют. Сейчас идет сокращение объемов нелицензионного контента в сети Интернет. Кроме того, растет потребность пользователей в получении всех услуг в едином пакете».
В целом на рынке игроки домашних сетей больше придерживаются мнения, что сервис IPTV пока является имиджевым и запускается в ответ на инициативы «акул» рынка. «Сейчас данная услуга работает в основном на повышение лояльности клиентов. Так, например, можно запустить акцию «Подключись к Интернет на скорости 20 Мбит/с и получи сервис IPTV бесплатно», которая окажет влияние при выборе абонентом потенциального поставщика услуг Интернет», - предположил г-н Бойко.
«Рынок цифрового телевидения напоминает мне рынок домашних сетей конца 2005 года, когда спрос, а именно количество квартир в доме, ожидающих или имеющих выделенную линию, был на уровне 10 %, а требования к провайдерам только формировались. В отношении IPTV на больший процент провайдерам рассчитывать не приходится», - резюмировал г-н Анчунов.