В своём выступлении г-н Котов, который открыл семинар, рассказал о двух основных направлениях своей работы. Первое – это кураторство над проектами, которые посвящены развитию и поддержке малого и среднего бизнеса в КЭРППиТ (Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли). Второе – развитие предпринимательства и конкуренции. На основе этих направлений правительством вырабатываются многочисленные программы, призванные помочь развитию малого бизнеса и предпринимательству в целом. Так, для начинающих предпринимателей создан специальный фонд, где они при наличии надёжного поручительства имеют право получить кредитные финансовые ресурсы. Также Анатолий Котов рассказал о программе субсидирования арендных ставок предприятия – она особенно востребована в условиях кризиса. «В рамках программы предприниматели смогут получить значительную, до 300 тысяч рублей, компенсацию. Есть также возможность компенсировать до 50 % затрат на технологическое подключение к электросетям», – подчеркнул выступающий. Кроме того, существует программа по компенсации затрат на покупку оборудования. По словам г-на Котова, сейчас подобные программы очень востребованы.
Относительно грантов для начинающих предпринимателей Анатолий Котов сообщил, что эта программа реализуется в рамках антикризисной программы правительства. «На сегодня гранты получили около 100 субъектов малого предпринимательства. Около 330 подали документы на получение таких грантов», – подытожил г-н Котов, который сам является председателем комиссии по выдаче грантов. В конце своего выступления Анатолий Котов рассказал о немаловажной роли бизнес-инкубаторов в реализации программ по развитию малого и среднего бизнеса. По его мнению, наиболее важным этапом является строительство технопарков, которые «предполагают возможность получения субъектом малого предпринимательства собственного объекта (при определённых условиях)».
В следующем выступлении специалист по рекламным стратегиям (Account Strategist) компании Google Игорь Проценко рассказал об основах интернет-маркетинга от Google. По его словам, существует 3 этапа привлечения пользователя на сайт – это получение качественного трафика, отслеживание поведения пользователей (с целью отследить, что именно приносит лучшую отдачу) и оптимизация страниц сайта. Г-н Проценко дал также базовое определение такого понятия, как контекстная реклама, – это «рекламные тексты, завязанные на контексте, который ищет пользователь». При этом заказчик платит лишь за переход по своей рекламе – именно это приводит к тому, что пользователь переходит в разряд потенциальных клиентов. По словам г-на Проценко, таким образом появляется возможность охватить пользователя на разных этапах покупки, начиная от общей потребности приобрести тот или иной товар и заканчивая точным знанием о том, что именно ему необходимо (марка, модель и т. д.).
После объяснения основ контекстной рекламы докладчик дал ответ на своевременно возникший вопрос: а зачем вообще нужна такая реклама? Г-н Проценко рассказал о так называемом мультипликативном эффекте, о возможности внесения мгновенных изменений в линию своей рекламной кампании (что невозможно при, скажем, заказе баннеров или растяжек), а также о том, что контекстная реклама способна генерировать новые поисковые переходы в будущем (подсознательный эффект). Таким образом, согласно сведениям Игоря Проценко, «12,6 % продаж связаны с тем, что люди где-то увидели контекстную рекламу». Отвечая на вопросы из зала, г-н Проценко назвал также основные приёмы продвижения своего сайта в поисковых системах: «В первую очередь, это должен быть уникальный контент. Кроме того, необходимо размещать разные поисковые запросы на разных страницах. Нельзя сбрасывать все ключевые слова в одну кучу. Также можно выделить каким-либо образом ключевое слово или выражение». Игорь Проценко подчеркнул также, что определить основные действия на сайте и выбрать и наиболее эффективные ключевые слова поможет маленький стандартный код, предоставляемый программой Account Google AdWords.
Кроме того, г-н Проценко рассказал о возможностях такого инструмента, как Google Analytics, – это бесплатный сервис, помогающий определить, какие именно люди приходят на сайт и какие конкретно действия они там совершают. Это поможет предпринимателю понять, какой из каналов ведёт к максимуму продаж. «После того как вы привлекли пользователей на сайт, изучили все пути их перемещений, следует вспомнить о том, что и сам сайт, его структура и дизайн играют немаловажную роль», – отметил докладчик. Далее Игорь Проценко перешёл к рассказу об очередном инструменте – оптимизаторе сайтов. «Он подскажет, оптимален ли существующий на данный момент дизайн, поможет создать разные варианты страниц – они демонстрируются разным пользователям, затем ведётся статистика, отмечающая, какой дизайн сайта наиболее оптимален, какой из них ведёт пользователя к покупке», – рассказал г-н Проценко.
Затем слово взяла менеджер по работе с партнёрами компании «Яндекс» в Петербурге Юлия Беляева с докладом «Тенденции в современной рекламе». Своё выступление г-жа Беляева начала с того, что выделила несколько наиболее интересных пользователям областей – это общение и развлечение (для представителей более младшего поколения), переписка, покупки и поиск (данная область интересна абсолютно всем возрастам). Затем участникам семинара были продемонстрированы несколько схем и таблиц, наглядно показывающих, насколько серьёзную конкуренцию на сегодняшний день интернет-каналы представляют для даже самых крупных телекомпаний. Сегодня ведётся весьма ощутимая борьба между радио-, TV- и интернет-каналами. Вслед за всеми этими сведениями возник вопрос: как же привлечь основную, платёжеспособную аудиторию на свой ресурс? Юлия Беляева ответила на него так: «В Интернете имеется множество различных инструментов, выбор зависит только от ваших целей, задач и потребностей».
Рассказывая о медийной и контекстной рекламе, г-жа Беляева основной акцент сделала на поисковой контекстной рекламе. В числе основных её преимуществ было названо изначальное наличие спроса как такового – производителю товаров или услуг остаётся лишь обратить его на себя. Также был дан ответ на интересующий многих предпринимателей вопрос: что необходимо для того, чтобы рекламная кампания была эффективной и приносила доход? Юлия Беляева порекомендовала обратить внимание на три основных пункта – это правильный подбор слов (в том числе и с использованием синонимов и расширением списка), правильный текст объявления и «правильное место» (то есть тот самый сайт, куда приходят пользователи после клика по рекламе). В завершение своего выступления г-жа Беляева посоветовала пользоваться метрикой – для того, чтобы узнать, насколько продающим является сайт.
Последним из приглашённых представителей сервисов контекстной рекламы выступал менеджер отдела продаж компании Begun Евгений Рыжов с докладом на тему технологий, основных особенностей и секретов контекстной рекламы в сети. В самом начале г-н Рыжов провёл краткий экскурс в историю контекстной рекламы, рассказал о том, как примерно 11 лет назад на конференции по маркетингу выступал Джеффри Брюил с предложением продавать места в поисковых системах. Когда это предложение только начало реализовываться, деньги с заказчиков брали за показ – это было весьма эффективно при условии, что реклама является картинкой, статичной или анимированной. Показ текстовых объявлений никакого эффекта в себе не несёт. Поэтому теперь, по словам Евгения Рыжова, наиболее распространённой является модель оплаты за каждый клик.
Переходя к разновидностям контекстной рекламы, г-н Рыжов в первую очередь отметил рекламу тематическую. Такая контекстная реклама полностью релевантна статье на странице. Также выделяется почтовая контекстная реклама и наиболее новая разработка – реклама поведенческая. Последняя подбирается по портрету пользователя – его возможно составить, изучив поисковые запросы и проследив наиболее часто посещаемые площадки. Также докладчик отметил такие виды рекламы, как медийный контекстный баннер (продаётся за показ) и контекстную рекламу на видео. К числу новейших разработок Евгений Рыжов отнёс и мобильную контекстную рекламу – «она показывается людям, которые через GPRS заходят в Интернет». Рассказывая об отличиях рекламы в поиске и рекламы в Сети, г-н Рыжов подчеркнул, что в поисковой рекламе основной задачей является продажа, поэтому здесь должен быть упор на «телеграфные» продающие тексты и указание на бонусы. Между тем как, просматривая рекламу в Сети, пользователь находится ещё только на стадии выбора, поэтому здесь основной задачей является не продать, а завлечь на сайт. Её решают с помощью креатива.
Делясь секретами мастерства, Евгений Рыжов рассказал о том, что необходимо создать три отдельные кампании под каждый тип трафика: поисковую, тематическую и поведенческую. Для каждой компании должны быть организованы свои объявления и ставки. Также необходимо отслеживать качество трафика при помощи счётчика. Также докладчик сообщил, что в объявления, размещённые в поиске, очень важно добавлять ключевые слова, выделяя их жирным шрифтом – такие объявления будут подсвечены, что привлечёт дополнительное внимание пользователя. Размещая рекламу в Сети, как-либо обозначать ключевые выражения, нет необходимости – здесь упор нужен именно на креатив.
В завершение семинара выступали специалисты самого рекламного интернет-агентства – это директор по развитию Apelsin Interactive Agency Егор Маслов и креативный директор Apelsin Interactive Agency Герман Кухтенков. Для начала Егор Маслов сообщил главный тезис компании Apelsin – «Время – один из самых дорогих ресурсов». Вслед за этим г-н Маслов ознакомил аудиторию с подсчётами, из которых проследовал вывод о том, что «если решать задачу создания контекстной рекламы самостоятельно, то придётся отвлекать сотрудника от выполнения им его профильных занятий» – а это, согласно представленным расчётам, составляет весьма значительное время. Герман Кухтенков, в свою очередь, рассказал об основной позиции рекламного агентства: «Мы должны привести клиента к вам, соответственно, нашей целью является не просто дать объявление, но и отследить путь пользователя». Рекомендация, которую г-н Кухтенков дал предпринимателям в конце своего выступления, – провести аудит сайта, проанализировать графические элементы интернет-ресурса, удобство навигации и т. д.
«На семинаре была интересная аудитория, хорошая обратная связь, кроме того, весьма интересно было познакомиться и пообщаться с «коллегами по цеху» – у нас очень редко возникает такая возможность», – сообщила менеджер компании Яндекс Юлия Беляева. «Целью данного мероприятия было рассказать о поисковой и тематической контекстной рекламе, о сервисах мониторинга и анализа эффективности рекламной кампании. Мы сами принадлежим к малому бизнесу, поэтому мы как никто другой понимаем все проблемы и затруднения, возникающие у предпринимателей, а вместе с тем мы видим возможности и преимущества контекстной рекламы – и можем показать проблему с обеих сторон. Данное мероприятие рассчитано на руководителей малого и среднего бизнеса, топ-менеджеров и руководителей отдела маркетинга», – прокомментировал один из организаторов мероприятия, Егор Маслов. Один из участников семинара, генеральный директор компании Top & Partners Владислав Воротков признался, что «Я ожидал от мероприятия большего, но так как целевой аудиторией семинара изначально были в основном потенциальные клиенты агентства Apelsin, остальным участникам, давно занимающимся контекстной рекламой, пришлось ещё раз прослушать и так известные им сведения». Вместе с тем г-н Воротков отметил «великолепное выступление Евгения Рыжова и весьма интересную статистику Юлии Беляевой».
«Изначально семинар был ориентирован на представителей малого бизнеса, отсюда и его название. Именно в связи с такой направленностью на мероприятие был приглашён г-н Котов. Опытные пользователи сервисов контекстной рекламы вряд ли смогли бы узнать на нашем семинаре для себя что-то новое. Мы преследовали другую цель – охватить потребности начинающих компаний, рассказать им, какими привилегиями программ поддержки малого предпринимательства они могут воспользоваться, а также как могут решить проблемы продвижения на рынок, возникающие у молодого бизнеса. Могу сказать, что мы полностью добились своей цели: мы получили массу благодарностей от участников семинара. По словам многих присутствовавших, у них наконец сложилось понимание того, что представляет из себя контекстная реклама и какие возможности даёт. Судя по заполненным анкетам, польза от проведённого мероприятия была отмечена большинством участников, чему мы очень рады и в будущем планируем проводить повторные семинары», - резюмировала PR-менджер Первого городского бизнес-инкубатора Юлия Асейкина.
Подробности
Apelsin – молодой игрок, год назад вышедший на петербургский рынок веб-дизайна и интернет-рекламы. Компания является резидентом первого городского бизнес-инкубатора (см. новость раздела «Финансы» от 6 августа 2009 г.) и оказывает услуги по планированию и проведению рекламных кампаний в Интернете, занимается разработкой и продвижением сайтов, а также продвижением брендов в сети, рекламой в компьютерных играх, дизайном и созданием различной рекламной мультимедиапродукции. Компания является сертифицированным партнёром поисковой системы «Яндекс» и аккредитованным партнёром «Бегуна» (см. новость рубрики Web от 18 августа 2009 г.).