GPS-трекер – это специальный мобильный терминал с гнездом для SIM-карты, предназначенный для установки в автомобиль. Трекер, получая сигналы со спутников GPS, вычисляет координаты своего местонахождения и передает их через GPRS на сервер услуги. Абонент может запрашивать и получать информацию о местоположении своего трекера через «Личный кабинет/Услуги». В случае если сигналы спутников GPS будут недоступны для трекера, определение местоположения GPS-трекера будет доступно в сети «Билайн» (по технологии LBS). Местоположение автомобиля будет определяться на территории покрытия сети «Билайн» по всей России и сетей операторов, в которых предоставляются услуги национального и международного роуминга.
Режим «Охрана» активирует датчик движения, находящийся внутри GPS-трекера: при фиксировании факта движения автомобиля на телефон абонента поступит SMS или звонок, в зависимости от настроек в «Личном кабинете». При этом на один телефонный номер абонент может зарегистрировать и одновременно управлять до 8 GPS-трекерами. Среди дополнительных возможностей «Автопоиска» можно отметить постановку автомобиля на охрану (активация датчика движения), контроль за зарядом автомобильного аккумулятора и автономную работу при отключении внешнего питания. Подробная информация доступна для прослушивания по бесплатному номеру в сети «Билайн» 060643.
В комплект «Автопоиска» стоимостью 4299 рублей включены GPS/GSM-трекер (мобильный терминал с местом под SIM-карту), SIM-карта «Билайн» со специальным тарифным предложением, набор проводов для подключения трекера к бортовой электросети автомобиля, карта для активации услуги, гарантийный талон с инструкцией по эксплуатации, абонентский договор и прайс-лист. В пресс-службе «Билайн» отмечают, что опытно-коммерческая эксплуатация продукта продлится 1-2 месяца (отличие от чисто коммерческого решения лишь в том, что в течение этого периода допускается доработка или изменение продукта).
Удобство решения, позволяющее «Билайну» надеяться на его популярность, состоит в том, что специальный тариф «Автопоиск» предполагает простую и прозрачную тарификацию: абонентская плата – 10 рублей в день при использовании SIM-карты «Билайн» в трекере (при нахождении его в домашней сети или во внутрисетевом роуминге «Билайн» по России). В случае нахождения трекера в национальном и международном роуминге дополнительно оплачивается GPRS-трафик по тарифам на роуминг. При этом абонент также может использовать SIM-карту «Билайн» с тарифным планом «Автопоиск» для совершения голосовых звонков, вставив ее в обычный мобильный телефон для пользования стандартными услугами связи (абонентская плата – 10 рублей в день, стоимость любых исходящих вызовов в «домашней» зоне – 5 рублей/минута, отправка SMS по СПб и ЛО – 1,75 рубля). Однако переход с «Автопоиска» на другие тарифные планы невозможен.
«Форма коробочного решения для «Автопоиска» была выбрана неслучайно. Традиционные решения, будь то GPS-сигнализация, услуги охраны или страхования, при всей эффективности могут оказаться очень затратными для массового автолюбителя. Мы нашли недорогое бытовое решение. Любой может самостоятельно установить его на свою машину», – пояснил разработчик продукта, начальник отдела по продуктам Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Алексей Огоньков.
Напомним, что не так давно «Билайн» и международный поставщик приложений в области М2М для операторов мобильной связи Jasper Wireless объявили о подписании эксклюзивного соглашения в области развития М2М-технологий. В рамках контракта до середины сентября 2010 года «Билайн» запустит свое новое решение «Центр управления М2М» на базе глобальной платформы Jasper (см. новость раздела
«Билайн» от 10 июня 2010 г.).
Структура участников рынка ГЛОНАСС/GPS в России в 2006-2009 гг.
«МегаФон» предлагает аналогичную услугу «Мобильный дозор», однако лишь для корпоративного сектора и на массовый рынок выводить ее не планирует. «Услуга сейчас предоставляется только корпоративным клиентам, выводить её на массовый рынок не планируется, для этого сегмента у нас успешно работают услуги на базе LBS. «Мобильный дозор» работает в достаточно узком сегменте в настоящий момент, и развивать её имеет смысл именно на рынке B2B», – отметили в пресс-службе «МегаФона».
«Мобильный дозор» представляет собой услугу по определению местоположения и прочих параметров транспортного средства с установленным на таком транспортном средстве электронным устройством с SIM-картой «МегаФон» посредством определения координат при помощи глобальной спутниковой системы GPS или ГЛОНАСС (услуга предоставляется компанией «ЕНДС», данные передаются с помощью технологий CSD,GPRS/EDGE/3G,SMS). Возможности системы также позволяют отображать на электронной карте текущее положение автомобиля и его маршрут за заданный период (а также длительно хранить эти данные), отображать местоположение, время и продолжительность остановок транспортного средства, формировать итоговые и детализированные отчеты. В случае плохого соединения в рамках пакетной передачи данных устройство переходит на SMS-сервис. Таким образом, управление ведется через клиентскую часть устройства, информация передается посредством пакетного и SMS-транспорта. Абонентская плата за использование одного номера составляет 800 рублей в месяц и в нее включено 5 Мбайт нетарифицируемого трафика и 20 SMS-сообщений по России. Сверх этого передача каждых 2 кб информации тарифицируется по 0,01 рубля.
Для корпоративного сектора МТС предлагает аналогичную услугу «Ника» (см. материал рубрики
«МТС Ника» от 19 января 2010 г.) с абонентской платой 700 рублей в месяц и стоимостью 1 Мбайт трафика в 3,5 рубля (среднее значение при постоянном использовании сервиса – 90 рублей в месяц). Навигационное оборудование приобретается отдельно, его стоимость, в зависимости от комплектации, составляет от 11 000 рублей. При этом ее внедрение приводит к снижению непроизводственных пробегов, в результате экономия бензина по транспорту, оснащенному абонентскими терминалами мониторинга, составляет в среднем 15 %. А снижение общего пробега приводит к сокращению расходов на сервисное обслуживание и амортизацию. Приводя аргументы в пользу использования «Ника», в МТС приводят примерные расчеты окупаемости системы для автопарка из 20 минивэнов Mercedes Sprinter. При условии, что средний пробег автомобиля в месяц составляет 4500 км, средний расход в городском цикле – 17 л/100 км, а средняя стоимость литра топлива – 19 рублей. Условия тарификации: абонентская плата 700 рублей, потребляемый GPRS трафик – 90 рублей/месяц. В результате экономия только на топливе за вычетом эксплуатации составляет 448 тыс. рублей в год, а окупаемость системы составляет 5,5 месяца. Среди ключевых партнеров по внедрению услуги «Ника» в МТС выделяют «Компанию Юнимилк», «Московскую теплосетевую компанию», Министерство транспорта Республики Татарстан и ПАТП г. Нижневартовска.
Напомним, что, по оценкам МТС, M2M-сервисы в России и странах СНГ сегодня находятся на первоначальном этапе развития, а количество M2M-модулей в сети МТС на наиболее развитом рынке Москвы сегодня составляет менее 1 % абонентской базы. В то же время российский рынок M2M стремительно растет, и, по самым консервативным оценкам компании, число пользователей M2M-сервисов МТС в России превысит 3 млн в ближайшие пять лет (все подробности развития российского рынка М2М освещены в обзоре рубрики
«Услуги M2M» от 22 января 2010 г.).