Российское представительство Apple IMC Russia было образовано в 1991 году в Москве. Изначально офис занимался продвижением профессиональной техники Apple для высокотехнологичных производств. Несколько лет назад – после переориентации Apple на потребительский сегмент пользователей – компания занялась продвижением ноутбуков, домашних компьютеров и цифровых плееров Apple. Напомним, что тогда на мировом рынке наиболее громкой заявкой Apple стал MP3-плеер iPod и электронный магазин контента iTunes. На сегодняшний день это самые успешные продукты Apple в мире – за 4 года компания продала на мировом рынке более 45 млн iPod; более 1 млрд музыкальных композиций было продано с помощью iTunes.
На мировом рынке розничная политика компании Apple строится на развитии торговых сетей нескольких типов – как с помощью партнеров, так и самостоятельно. Компания разработала несколько стандартов торговых точек: Apple Shelves (это часть торгового стенда, отданная в магазине под продукцию Apple), Apple Corner (часть магазина, отданная под Apple), Apple Shop-in-Shop (торговый павильон или стенд компании, работающий в рамках магазина). Наконец завершают эту линейку Apple Centre и Apple Store – первый является либо отдельно стоящим магазином, либо полноценным магазином в рамках торгового центра, последний же тип торговой точки до последнего времени присутствовал лишь в США и представляет собой отдельное здание, которое либо было заново построено, либо взято в аренду и реконструировано по торговым стандартам Apple. На сегодня единственным действующим Apple Store в Европе является магазин в Лондоне.
В России первая попытка наладить самостоятельную розничную сеть была предпринята Apple еще в 2000 году, но тогда по ряду причин ее запуск не состоялся. В прошлом году компания сделала более решительную заявку. Так, в декабре 2005 года в Москве открылся первый Apple Centre. Вчера, 26 января, компания презентовала свой первый российский Apple Shop-in-Shop, который был открыт в Петербурге – на площадях «Матрицы». В дальнейших планах компании - открыть до 10 Apple Centre, 5 Apple Sop-in-Shop и 30 Apple Corner по всей России. «Магазины будут запускаться в крупных городах-миллионниках. Между тем в свое время центральный офис компании планировал остановиться лишь на двух столицах, но мы сумели переубедить их», - сообщил генеральный директор Apple IMC Russia Евгений Бутман. Напомним, что продукция этого вендора продается также в сетях большинства крупных российских ритейлеров, среди которых – «Евросеть», «Связной», Dixis, «Эльдорадо» и «Техносила». На них приходится до 50 % сбыта продукции Apple в России.
В новом магазине компании в Петербурге будут продаваться ноутбуки PowerBook и iBook, компьютеры iMac и MacMini, мониторы, программное обеспечение, а также MP3-плееры компании и аксессуары к ним. «Партнерство с Apple – наше стратегическое решение, а прямое сотрудничество с вендором позволит нам представить наиболее широкий ассортимент Apple, спрос на продукцию которого постоянно растет», - комментирует генеральный директор гипермаркета «Матрица» Николай Шумаков.
Примечательно, что в последнее время все больше мировых вендоров стараются ориентироваться именно на российский рынок, и их политика подразумевает активное присутствие в рознице. Так, например, в прошлом году на петербургский рынок обратили внимание такие мировые марки, как BenQ (см. выпуск новостей от 17 мая 2005 г.) и Philips (см. выпуск новостей от 9 августа 2005 г.). «Покупательская способность населения России растет. Поэтому мы активно выводим на рынок не только свои плееры, но и дорогостоящие компьютеры. В дальнейшем мы намерены прикладывать активные усилия для стимулирования перехода пользователей PC на платформу Mac», - резюмирует Евгений Бутман.