Граждане России не спешат воспользоваться благами Электронного правительства

Электронное правительство и электронные госуслуги пока не пользуются большой популярностью у граждан России, хотя россияне в большинстве своем осведомлены о возможностях взаимодействия с государством через интернет. К такому выводу пришли социологи Фонда «Общественное мнение», который провели опрос населения об отношении и частоте пользования электронными госуслугами. Опрос на данную тему проводится Фондом уже во второй раз. Предыдущий был проведён в 2010 г.

За последний год уровень осведомленности населения о том, что услугами многих государственных учреждений и служб можно пользоваться через интернет, практически не изменился. Две пятых населения (41%) знают об этом, треть (32%) – что-то слышали, и около четверти (23%) заявили, что слышат о таких возможностях впервые.

Больше всего осведомленных об услугах электронного правительства – среди молодёжи 18–20 лет (52%) и жителей крупных городов (55%). Каждый десятый заявил, что пользуется интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей интернета – почти четверть 22%). Перевод в абсолютные значения дает внушительную цифру в 11–12 миллионов пользователей госуслуг в Сети.

Однако стоит отметить, что динамика показателей не столь оптимистична. Результаты опросов зафиксировали снижение доли людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в интернете (с 28% в 2010 году до 22% в 2011). В то же время на 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы.

Наиболее ощутимо вырос показатель нежелания пользоваться госуслугами через интернет в городах с населением от 250 тыс. до 1 миллиона жителей – там же, где больше народу о них узнали. Это может говорить о снижении роли осведомленности как ограничивающего фактора и возрастающей роли других барьеров.

Основные причины, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, – недостаток навыков или возможности работы с компьютером и интернетом, а также отсутствие такой необходимости. Подобные мотивы шире распространены среди людей старшего возраста.

Среди желающих в будущем использовать данные услуги преобладают молодые, в качестве причин своей заинтересованности чаще отмечая удобство, доступность и простоту использования, возможность сэкономить время и не стоять в очередях. Наличие у 18–35-летних опыта пользования интернетом в сочетании с потребностью рационализировать личное время является мотивом к использованию государственных услуг через интернет.

Заключительным штрихом к не очень позитивной картине развития электронного правительства в России является тот факт, что среди заявивших о пользовании электронными госуслугами не все понимают, что в точности это значит.

Результаты исследования показывают, что часть россиян путают пользование государственными сервисами через интернет с другими сервисами, близкими к электронной торговле, – например оплату товаров и услуг в интернете. Так, отвечая на открытый вопрос о том, какими именно госуслугами в интернете им приходилось пользоваться, по 20% упомянули онлайн-оплату ЖКХ и телефонной связи, покупку билетов.

Таким образом, реально к государственным услугам в интернете прибегают лишь около 6% населения. Наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на приём в поликлинику.

В Минкомсвязи данные результаты не считают объективными. "Любые соцопросы и оценки, сделанные на их основе, субъективны. Достаточно посмотреть, что, согласно опросу ФОМа, "наиболее популярными услугами являются вызов врача или запись на прием в поликлинику, и, таким образом, реально к государственным услугам в интернет прибегают лишь около 6% населения". По статистике министерства, наиболее популярными услугами являются получение информации о штрафах в ГИБДД, выписки из лицевых счетов Пенсионного фонда, получение загранпаспорта, запись на техосмотр и на прием к врачу. "С начала 2011 г. электронными услугами через портал Gosuslugi.ru воспользовалось больше 7% трудоспособного населения. Портал госуслуг набирает темп и с каждым днем наращивает функциональность. По прогнозам министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, через пять лет граждане смогут получать государственные услуги через компьютер, мобильный телефон и с помощью цифрового телевидения. К 2015 г. таких пользователей будет 60-80% от общего числа населения, а к 2020 г. их число достигнет 90-95%. К тому же году Россия должна будет войти в топ-10 международного рейтинга по индексу развития информационных технологий и в топ-20 лучших по развитию электронного правительства и сетевого общества", - заявила интернет-изданию ComNews пресс-секретарь главы Минкомсвязи РФ Игоря Щёголева Елена Лашкина.

Представители бизнеса также отнеслись к результатам опроса с недоверием. "Думаю нужно было провести отдельные исследования по регионам, и тогда Татарстан, Москва и еще пара регионов продемонстрировали бы реальные положительные результаты, а другая часть регионов выявила бы негативную тенденцию и т.д. Вот тогда от этой аналитики был бы толк, а так - нам опять предложили посмотреть на среднюю температуру по больнице", - комментирует Павел Плотников, директор департамента по маркетингу корпорации ЭЛАР.

Тематики:

Ключевые слова: