Еще раз про преимущества all-IP: потенциал, экономическая целесообразность, функциональность и удобство пользователя, типовые варианты организации корпоративной сети

В этой статье директор бизнес-направления «Телефония» компании «Микротест» Николай Петренко рассказывает об использовании современных IP-технологий в корпоративной инфраструктуре.

О роли IP-технологий в работе современной компании сказано и написано огромное количество материалов, однако технологии и бизнес-процессы не стоят на месте и время от времени необходимо оглядываться вокруг – практически наверняка вы обнаружите новые идеи и инструменты для решения ваших задач.

Протокол IP (Internet Protocol) был разработан еще в 1981 году, и с тех пор процесс внедрения информационных технологий в процессы жизнедеятельности неумолимо вытесняет технологии, служившие верой и правдой не один десяток лет. На сегодняшний день технологии IP-коммуникаций, то есть решения, позволяющие людям взаимодействовать между собой посредством IP-сетей, достигли того момента, когда мы можем говорить о возможности полного отказа от традиционных технологий связи.

Если рассмотреть набор средств коммуникаций, которые освоены и используются подавляющим количеством компаний в нашей стране, то можно выделить следующие: телефонная и факсимильная связь, электронная почта и публичные IM-сети. И если электронная почта и публичные IM-сети по своей природе основаны на технологиях IP, то телефонная и факсимильная связь может быть организована как на IP, так и на традиционных TDM-технологиях. Именно внедрение IP-телефонии зачастую становится первым шагом к более обширному использованию IP в корпоративных коммуникациях, поэтому остановимся на этом шаге более подробно.

Итак, использование IP-телефонии сопряжено с построением единой кабельной и коммутационной инфраструктуры. Построив единую сеть для передачи данных и голоса, компания вправе рассчитывать на снижение эксплуатационных расходов, связанных в первую очередь с упрощением процессов администрирования и сокращением количества оборудования. В то же время можно рассчитывать на повышение эффективности работы сотрудников: IP-телефоны обеспечивают доступность и удобство использования таких простых, но в то же время эффективных сервисов, как аудиоконференцсвязь, переадресация, доступ к телефонным справочникам и др.

Ощутив преимущества IP-телефонии, компании стремятся перевести в эту область и такой традиционный сервис, как факсимильная связь, и, как результат, – внедрение унифицированной почты – сервиса, объединяющего под одной крышей электронную и голосовую почту, а также факсимильные сообщения.

Следующим шагом в развитии технологий корпоративных IP-коммуникаций стали унифицированные коммуникации. Аббревиатура UC, или Unified Communications, заполонила маркетинговые материалы всех ведущих разработчиков и производителей, но то, что за ней скрывается, не всегда можно оценить с первого взгляда. Стиль работы и развитие технологий на Западе определили вектор развития систем корпоративных коммуникаций: необходимо быть на связи 24 часа в сутки в любом месте и при любых условиях. Таким образом, офисного сотрудника окружил целый арсенал устройств и приложений: настольный и мобильный телефон, факс, персональный компьютер с клиентом электронной почты и IM-сети. Концепция UC призвана максимально упростить пользователю использование окружающих его средств связи. Это обеспечивается двумя основными методами:
- контроль состояния (Presence) – позволяет, контролируя статус своих коллег, определить наиболее эффективный в данный момент способ связи с ними;
- унифицированный доступ – позволяет пользователю иметь простой универсальный способ доступа к любому доступному ему способу связи.

Уже сегодня на рынке IP-коммуникаций существует несколько решений, реализующих концепцию UC для широкого круга приложений:
- телефония и видеотелефония;
- обмен мгновенными сообщениями (IM);
- доступ к унифицированной (электронной, голосовой, факсимильной) почте;
- видеоконференцсвязь;
- совместная работа над документами (web collaboration).

Основные преимущества использования подобных решений выражаются в более активном и при этом более эффективном взаимодействии между сотрудниками, а зачастую и партнерами и клиентами компании. Как следствие, оперативность принятия решений растет, а привычные бизнес-процессы в компании ускоряются.

Приведу простой пример из личного опыта: была поставлена задача в короткий срок разработать предварительные технические решения по целому ряду подсистем для строящегося объекта. Необходимо было проработать решения по СКС, сети передачи данных, сети IP-телефонии и сети беспроводного доступа. В условиях сжатых сроков и ограниченности исходных данных задача была решена путем использования системы совместной работы над документами: была сформирована группа инженеров по соответствующим направлениям, и за несколько часов технические решения были сформулированы и согласованы между подразделениями. При том что половина инженеров находилась в другом офисе, не было затрачено ни минуты лишнего времени.

Важно отметить, что сегодня решения для построения IP-коммуникаций предлагаются на рынке как в модели On-Premise, которая подразумевает развертывание непосредственно на площадке компании, так и путем использования модели SaaS (Software as a Service), что очень актуально для небольших компаний, стремящихся получить современные инструменты работы при сравнительно небольших бюджетах и быстро меняющихся потребностях.

Что касается перспектив развития, то в последние годы все большее влияние на корпоративные коммуникации оказывает рынок мобильных устройств и развитие широкополосного мобильного доступа. Современные коммуникаторы обладают достаточной вычислительной мощностью и дисплеями высокого разрешения для работы корпоративных приложений. Следующей ступенью развития мобильности сотрудников станет распространение планшетных компьютеров, и, несомненно, все приложения корпоративных коммуникаций будут неотъемлемой частью этих решений. Уже сегодня все ведущие разработчики решений корпоративных IP-коммуникаций предлагают клиентские приложения своих систем для различных мобильных платформ.

Среди прочих трендов развития корпоративных коммуникаций можно выделить их интеграцию с социальными сетями. Социальные сети содержат огромный пласт информации, отражающий реальные интересы огромного количества людей, среди которых ваши потенциальные клиенты и партнеры.
Рассмотрим пример организации корпоративной системы IP-коммуникаций. Схема одного из вариантов построения сети приведена на рисунке 1.

Типовая схема организации сети IP-коммуникаций



Основными составляющими корпоративной сети являются:
- мультисервисная сеть передачи данных – обеспечивает безопасное подключение абонентских устройств различного типа и передачу трафика данных, голоса и видео с обеспечением требуемых параметров качества обслуживания;
- корпоративные приложения – всевозможные приложения, обеспечивающие потребности компании в системах автоматизации и коммуникаций (все чаще данный компонент строится на базе виртуализованных ЦОД);
- абонентские устройства – все, что доступно пользователю сегодня, от настольного телефона до клиентского приложения на коммуникаторе.

Важнейшим преимуществом технологий IP-коммуникаций является стирание географических рамок и даже рамок компаний. Если организация домашнего офиса или подключение мобильного сотрудника к корпоративным сервисам уже не является новаторством для многих компаний, то организация взаимодействия между корпоративными приложениями компаний-партнеров многим еще только предстоит освоить. Формирование так называемых федераций (Federation) между доменами компаний партнеров позволяет обмениваться контактной информацией пользователей, информацией об их статусе. Для чего это нужно? Это позволяет значительно ускорить решение вопросов, требующих участия нескольких организаций, к примеру, при обсуждении особенных условий крупной поставки между производителем, поставщиком и заказчиком.

Подводя итог, мы можем сказать, что тотальный переход на использование технологий IP в сфере коммуникаций не за горами. Постепенное вытеснение с рынка традиционных решений обусловлено как преимуществами, предлагаемыми производителями решений уже сегодня, так и тем огромным потенциалом, который заложен в архитектуру IP.

Контакты:
Николай Петренко, директор бизнес-направления «Телефония» компании «Микротест»
тел. 8-800-100-20-58

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция

Ключевые слова: Микротест, IP-телефония