Беспилотники для промышленности пострадали от глушилок служб безопасности

Ки­тай­ские бес­пи­лот­ни­ки, ко­торые ис­поль­зуют пред­прия­тия неф­тя­ной, га­зовой и хи­мичес­кой про­мыш­лен­нос­ти в Рос­сии, ока­зались бес­силь­ны пе­ред глу­шил­ка­ми ФСО и ФСБ. При этом ком­па­нии са­ми на­мере­ны ис­поль­зо­вать сис­те­мы по­дав­ле­ния ра­дио­сиг­на­ла, что­бы за­щитить ин­фраструк­ту­ру от атак БПЛА из­вне.

На круглом столе в технопарке "Сколково" 10 августа Никита Шеряков, руководитель направления по применению беспилотных авиационных систем в капитальном строительстве, ООО "Газпромнефть-ЦР", сообщил, что устройства подавления радиосигнала, которые используют Федеральная служба охраны (ФСО) и Федеральная служба безопасности (ФСБ), мешают работе дронов на объектах компании. Он отметил, что "Газпром нефть" неоднократно встречалась с такими случаями.

"Противодействие этому явлению – ориентироваться на карты размещения систем подавления радиосигнала и использовать беспилотники в тех местах, где их нет", – считает Никита Шеряков. Однако, по его словам, как таковых систем защиты дронов от систем подавления радиосигнала нет.

Андрей Петров, эксперт в области индустрии 4.0 Цифровые технологии ООО "Томскнефтехим" (один из российских производителей полимеров, промышленная площадка "Сибура") сообщил, что на производствах "Сибура", наоборот, не было случаев, когда беспилотники выходили из строя по причине глушилок. "Полеты проводятся на безопасных территориях, находящихся в собственности компании", – добавил он.

По словам Андрея Петрова, "Сибур", будучи нефтехимическим предприятием, использует беспилотники, чтобы проводить визуальный и тепловизионный анализ технологического оборудования. "Для этих целей используем беспилотники китайского производства DJI – представляющие собой беспилотные летательные аппараты (БПЛА) разных типов", – пояснил он.

Андрей Петров сообщил корреспонденту ComNews, что помимо использования БПЛА для задач по цифровизации, "Сибур" заинтересован защитить инфраструктуру, где находятся легковоспламеняющиеся жидкости и газы, от диверсий беспилотников извне. "Этим занимается служба безопасности "Сибура". Однако глушилки работают таким образом, что они не могут действовать избирательно. Есть разработки такого решения: глушилка с помощью системы обнаружения действует только на внешние дроны – те, что приближаются к территории. Пока эта разработка существует только как идея, но мы планируем протестировать ее в ближайшее время", – добавил он.

Максим Мартынов, основатель ООО "ТОМУС" (ESG-проект "Феникс-Карбон" с использованием БПЛА), подтвердил, что китайские беспилотники производства DJI, которые используют промышленные предприятия, уязвимы перед устройствами радиоэлектронной борьбы. По его мнению, решением проблемы станут те беспилотники, которыми управляет не человек, а нейросеть: в этом случае система не использует сигналы управления на радиочастотах и является полностью автоматизированной. По словам Максима Мартынова, пример использования таких систем есть в "Феникс-Карбон" – системе БПЛА для тушения очагов пожаров, работающая автономно на основе искусственного интеллекта.

"Устойчивыми будут те высокоавтоматизированные системы, которые имеют узконаправленное применение и которые не имеют каналов связи, кроме как спутниковых узкопакетных систем передачи данных о местонахождении и систем верификации "свой-чужой" для такого рода передач", – считает Максим Мартынов.

Александр Каниовский, первый заместитель генерального директора и основатель ООО "Флай Дрон", считает, что гражданские беспилотники таких ведущих отечественных производителей, как "Геоскан", "Аэромакс", Обуховский завод, НЦВ Миля и Камова, "Транспорт Будущего", а также некоторых других – технически ничем не уступают зарубежным аналогам и вполне могут составить им конкуренцию. "Однако проблема лишь в том, что у тех же китайцев гораздо больше рынок сбыта продукции, что сказывается на конечной цене. Компенсировать существующий разрыв пока можно лишь за счет господдержки в том или ином виде – от субсидий и льготного кредитования до долгосрочных заказов", – считает он.

"Основная проблема российской беспилотной отрасли – ее избыточная зарегулированность, – объяснеят Александр Каниовский, – а многочисленные ограничения и запреты бьют, в первую очередь, по законопослушным игрокам рынка. Впрочем, власти в последнее время предпринимают шаги к устранению бюрократических законодательных барьеров. Чем проще в будущем получить разрешение на полет дрона, тем интенсивней будет развиваться беспилотная индустрия в целом. Сейчас длительность процедур по согласованию полетов и рассекречиванию материалов съемки с дронов мешает дроноводам. Эксплуатанты ограничены в минутах и часах на принятия решений о полете, а законодательные барьеры их заставляют ждать дни и месяцы".

По словам Александра Каниовского, среди других проблем – это недостаточная база российских комплектующих для дронов и отсутствие четких перспектив развития для коммерческих производителей беспилотных воздушных судов. "Производители пока не понимают, сколько нужно инвестировать, и когда эти инвестиции начнут возвращаться. Введенные запреты на полеты и трудности получения государственной поддержки сильно мешают развитию отрасли".

Юлия Ти­хоно­ва

Тематики: Безопасность

Ключевые слова: беспилотники, Дроны