J’son & Partners Consulting: тарификация в сетях LTE

Аналитическая компания J’son & Partners Consulting представила недавно сразу два исследования по технологии LTE (Long Term Evolution): тарификация в российских и зарубежных сетях, а также миграция на вариант с непарными частотами TD-LTE из сетей WiMAX. Кроме того, были проанализированы основные отраслевые тренды, главными из которых являются: несмотря на преимущества TD-LTE, сети WiMAX все же продолжат свое развитие, хотя исключительно в рамках нишевых и небольших проектов; тарификация в существующих сетях LTE не является полностью безлимитной – операторы ограничивают абонентов либо по объему трафика, либо по скоростям доступа; бурный рост числа пользователей LTE у зарубежных операторов обусловлен субсидированием абонентских устройств, что пока законодательно невозможно в России.

Основной целью исследования J’son & Partners Consulting стал анализ тарифной политики крупнейших операторов сетей LTE, основных принципов тарификации, стоимости абонентского оборудования, тенденций и перспектив тарифной политики операторов, а также зоны покрытия и абонентской базы LTE. Потому что именно тарифы в конечном итоге определяют потребительский спрос и ключевые экономические показатели LTE-проектов – начиная от ARPU и заканчивая сроками окупаемости. География исследования включает в себя Россию и развитые страны, такие как США, Япония, Южная Корея, Германия, Великобритания, Франция и Швеция. В исследовании рассматриваются 9 зарубежных – Verizon Wireless, AT&T (США), SK Telecom (Южная Корея), NTT DoCoMo (Япония), T-Mobile, Vodafone (Германия), Everything Everywhere (Великобритания), SFR (Франция) и TeliaSonera (Швеция), а также 3 российских оператора LTE – Yota, «МегаФон» и МТС.

Среди основных выводов исследования отмечается, что важной функцией операторов, позволяющей ускорить развитие LTE-сетей, является субсидирование абонентского оборудования за счет продажи абонентских устройств по низкой цене. Схема субсидирования абонентского оборудования принята в Европе и США, где законодательство позволяет оператору продавать устройства и услуги связи в одном комплекте. При этом оператор продает телефон ниже себестоимости при подключении абонента на долгосрочный контракт, обеспечивающий гарантированное пользование услугами связи за фиксированную абонентскую плату в течение определенного времени. Фактически при заключении долгосрочного договора абонент получает в пользование топовый гаджет за небольшую плату, при этом в случае разрыва операторского контракта абонент обязан выплатить неустойку, которая компенсирует расходы оператора. К примеру, настоящий LTE-гигант, американский сотовый оператор Verizon Wireless предлагает своим абонентам смартфон Apple iPhone 5 с двухлетним контрактом всего лишь за $199, в то время как его розничная цена без субсидий на рынке США составляет $649. Или Samsung Galaxy Note II с таким же двухлетним контрактом за $299 вместо $699. Хрестоматийным примером стала настоящая распродажа таких субсидированных смартфонов последнего поколения Nokia Lumia, организованная опять же американским оператором AT&T. Так, компания на условиях приобретения 2-летнего контракта предлагает своим абонентам Nokia Lumia 820 за $49 (розничная цена $399), а Lumia 920 за $99 ($449).


Стоимость абонентского оборудования LTE в России, январь 2013 г.
Исследование J’son & Partners Consulting.
Источники: данные операторов

Российские сотовые операторы такое пока предложить не могут, максимум, что они делают, – это предоставляют различные скидки на услуги при покупке дорогих смартфонов. К примеру, МТС дает месяц бесплатного доступа в Интернет при покупке Nokia Lumia 820. «Модели субсидирования, продажа в рассрочку, контрактная схема – всегда были ожидаемы на нашем рынке и востребованы. Но сказать, что мы этого никогда не делали, я тоже не могу. К примеру, стоит вспомнить запуск iPhone 3G в России, когда ценник на самом привлекательном контракте начинался с 47 рублей. Это было доступно абонентам «МегаФона», регулярно оплачивающим услуги, и с кем нам удалось наладить доверительные отношения», – отмечает начальник департамента продаж и обслуживания «МегаФон» Игорь Майстренко. Однако очевидно, что основным препятствием для оказания таких услуг в России является банковская инфраструктура и специфическая система скоринга (оценка кредитоспособности). Как отметил г-н Майстренко, «ни для кого не секрет, что USB-модемы продаются практически всеми операторами ниже их себестоимости – фактически мы просим клиента остаться с нами, уходя в минус. Схемы субсидирования мы будем запускать, здесь самое главное – разработать с банком правильную систему скоринга, чтобы наши взаимоотношения с клиентом во времени были абсолютно честными и прозрачными». При этом уже давно существует отработанная система скоринга, где покупательская способность оценивается по профилю потребления клиента. В то же время кредитная активность снова начала набирать обороты, и в вопросах субсидированных устройств локомотивом будут выступать не только сотовые операторы, но и сами банки (см. более подробно материал рубрики «МегаФон» от 25 ноября 2010 г.).

А пока, по мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, внедрение модели субсидирования абонентского LTE-оборудования операторами в рамках долгосрочных контрактов с абонентами (по аналогии с западной практикой) позволило бы значительно расширить абонентскую базу в России, ускорить развитие рынка базовых и дополнительных услуг LTE и гарантировать операторам стабильно высокий показатель ARPU и низкий отток абонентов (churn). Однако для того, чтобы реализовать эту модель в России, где она фактически запрещена законодательством, необходимы, в первую очередь, изменения в нормативно-правовых актах. Пока же российским операторам остается довольствоваться косвенным субсидированием потребителей. В результате на всех трех LTE-операторов (Yota, «МегаФон» на ее частотах и МТС со своей сетью TD-LTE в Москве) едва ли наберется 1 млн абонентов, большая часть из которых – в сети Yota (около 700 тыс. человек). Стоит, конечно, сравнить масштабы с тем же Verizon Wireless, который в январе 2013 г. покрыл сетями LTE более 470 городов США с суммарным числом жителей 273,5 млн человек или около 89 % населения страны. При этом количество зарегистрированных LTE-устройств в сети оператора в конце 2012 года достигло 21,6 млн или 23,3 % контрактных абонентов. Вторую строчку рейтинга занимает южнокорейский оператор SK Telecom с абонентской базой по итогам 2012 года более 7 млн. LTE-сеть компании покрывает территорию, на которой проживает почти 99 % населения страны.



Тарифы на LTE-доступ у российских операторов в Москве, январь 2013 г.
Исследование J’son & Partners Consulting.
Источник: данные операторов, J’son & Partners Consulting

 

Что касается непосредственно тарификации интернет-доступа в сетях LTE, то здесь, по данным исследования J’son & Partners Consulting, существует три основных принципа: это отсутствие ограничений по скорости передачи данных, но ограничение по объему трафика; отсутствие ограничений по объему трафика, но ограничение по скорости передачи данных; ограничение как по объему трафика, так и по скорости передачи данных. Соответственно, при составлении тарифного предложения операторы используют следующие ключевые параметры: скорость доступа в Мбит/с на прием и/или на передачу данных; объем предоплаченного трафика передачи данных в Гбайт (Мбайт); объем предоплаченного голосового трафика в минутах (в смешанных тарифах на голосовые услуги и передачу данных); стоимость конечного оборудования для абонента; минимальная длительность контракта в месяцах.

Аналитики J’son & Partners Consulting отмечают, что если на начальном этапе развития сетей LTE операторы имели возможность экспериментировать в области ценообразования, то в настоящее время выработана вполне определенная тарифная политика, направленная в основном на разумное ограничение потребления мобильного интернет-трафика. При сравнении тарифов в Европе, США, Азиатско-Тихоокеанском регионе было выявлено, что большинство моделей ценообразования LTE-тарифов похожи на уже существующие тарифные планы. Тем не менее есть и отличия, например, Vodafone в Германии предлагает многоуровневые тарифы, которые зависят от скорости передачи данных, а российская Yota предпочитает полностью безлимитные тарифы. Модель, обычно используемая европейскими операторами, подразумевает тарифные предложения, не зависящие от используемой технологии. Обычно при этом рекламируется только максимальная скорость – 7,2 Мбит/с, 14,4 Мбит/с (HSPA), 42,2 Мбит/с (HSPA+) и 100 Мбит/с (LTE). Только несколько операторов называют в своих маркетинговых предложениях более реалистичные скорости, нежели теоретически достижимые пиковые.



Количество LTE-устройств FDD/TDD, поддерживающих различные частотные диапазоны.
Исследование J’son & Partners Consulting.
Источник: The Global mobile Suppliers Association, ноябрь 2012 г.

Что касается российских сотовых операторов, то в исследовании J’son & Partners Consulting отмечается, что тарифы компании Yota в среднем выше, чем у «МегаФона», однако абонент за эту цену получает полностью безлимитный доступ в Интернет. «МегаФон» и МТС ограничивают доступ квотой трафика, после расходования которой скорость снижается до минимальной. При этом у МТС максимальная скорость доступа не ограничена и зависит от различных факторов. Особенностью тарифной линейки «МегаФона» является дифференциация тарифов по скорости доступа, объему трафика и региону, в котором заключен договор с абонентом. МТС дифференцирует тарифы по объему трафика и региону, в котором заключен договор с абонентом. При этом зарубежные операторы больше склоняются использовать условно-безлимитные тарифы с ограничением трафика, после которого скорость доступа снижается до минимальной.

В исследовании также говорится, что технология LTE является мейнстримом мировой телекоммуникационной отрасли. По состоянию на начало 2013 года 145 операторов в 66 странах запустили коммерческие сети LTE, а абонентская база за 2012 год увеличилась в 7 раз – с 13,2 млн до 92,3 млн. При этом основным преимуществом LTE является то, что этот стандарт стал следующей ступенью развития технологии 3G (UMTS/HSPA, HSPA+), в то время как WiMAX является отдельной ветвью эволюции мобильного ШПД. Имея сопоставимые с LTE характеристики, технология WiMAX оказалась менее приспособленной к массовому развертыванию. Многие ключевые вендоры свернули инвестиции в WiMAX и переориентировались на LTE. По различным прогнозам, к 2015 году на долю WiMAX придется только около 1 % рынка мобильного ШПД в целом и до 13 % абонентской базы 4G в мире. В России WiMAX также останется нишевой технологией с долей рынка, по прогнозам J’son & Partners Consulting, не превышающей 1 % мобильного ШПД.

Перспективам миграции с WiMAX на LTE посвящено другое исследование J’son & Partners Consulting, в частности, в нем говорится, что основными факторами, сдерживающими развитие WiMAX в мире, являются ограниченный ряд абонентских устройств, фактическое отсутствие роуминга и отказ крупнейших вендоров и мобильных операторов от инвестиций в эту технологию в пользу LTE. При этом параллельно в мире активно расширяется экосистема сетей LTE в непарном спектре (TD-LTE). По состоянию на начало января 2013 года в мире насчитывалось 13 коммерческих сетей TD-LTE, включая российскую сеть МТС в Москве (см. более подробно материал рубрики «МТС» от 3 сентября 2012 г.); десятки сетей находятся в стадии развертывания и тестирования. Существенным драйвером перехода на TD-LTE является выпуск устройств, поддерживающих оба стандарта – WiMAX и TD-LTE. Это также позволит операторам совершить плавную миграцию с одной технологии на другую без перерывов в обслуживании абонентов. В целом переход на LTE в большинстве стран, включая Россию, по мнению J’son & Partners Consulting, скорее всего, затянется на несколько лет, которые потребуются регулятору для обеспечения операторов соответствующим частотным ресурсом и приведения в соответствующее состояние своего отраслевого законодательства.

 

Число абонентов 4G в мире.
Исследование J’son & Partners Consulting.

Источник: Pyramid Research, 2011 г.

 

В случае миграции на LTE в рамках готовящегося перехода на принцип технологической нейтральности существующие и перспективные операторы WiMAX и беспроводного ШПД (БШПД) могут определенным образом повлиять на зарождающийся рынок 4G в России. В частности, «Энфорта», являясь крупнейшим оператором фиксированного БШПД в России, может существенно укрепить свои позиции в сегменте B2B и составить серьезную конкуренцию в этом сегменте мобильным операторам. «ТрансТелеКом» в случае возможной покупки WiMAX-оператора FreshTel может существенно расширить географию предоставления услуг БШПД и стать значимым игроком на рынке. Ряд операторов WiMAX, не имея значимой абонентской базы, тем не менее привлекательны для инвестиций с точки зрения имеющегося у них частотного ресурса, пригодного в перспективе для развития сетей LTE. Кроме FreshTel, это «Союз-Телеком», WiTe и др. Обладая частотами в диапазоне 2,5 – 2,7 ГГц в непарном спектре, «МегаФон» в перспективе (после принятия принципа технологической нейтральности) сможет использовать этот диапазон для развертывания локальных сетей TD-LTE в дополнение к основным сетям FDD LTE, которые будут построены после проведения расчистки частотного спектра, полученного на конкурсе в 2012 году.

Тем не менее в заключении исследования J’son & Partners Consulting отмечается, что для WiMAX есть ряд вполне определенных рыночных ниш на вертикальных рынках – системы безопасности, технологическая связь на транспорте, M2M, интеллектуальные сети (smart grids) и пр. Кроме того, WiMAX может быть успешно использован и используется на практике для построения сети backhaul как альтернатива проводным, радиорелейным и спутниковым системам.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: тарифные планы, сотовая связь, LTE