Розничная Интернет-торговля в России: мнение QIWI

На прошедшем VII ежегодном семинаре компании Euromonitor International «Розница и FMCG в России: раскрывая возможности» Мария Бужинская, руководитель подразделения рыночных исследований компании QIWI, рассказала о развитии рынка розничной электронной торговли в России и за рубежом и назвала основные тренды, которые будут определять развитие розничной Интернет-торговли на ближайшие годы.

Прежде всего, отметила Мария Бужинская, российский рынок до сих пор еще не осознал потенциал и масштабы будущего роста электронной торговли. Сейчас объем этого сегмента составляет всего 2-3%, и многие игроки рынка не рассматривают его в качестве достойного направления для собственного участия. Однако мировой опыт показывает, что именно там ожидаются наиболее существенные изменения, причем процесс уже запущен, в том числе и в России.

Рынок стационарного ритейла в развитых странах, таких как США, Германия, Франция, Великобритания, уже практически не растет. В это время рынок электронной торговли наращивает обороты, и в большинстве стран, по данным Euromonitor, вырос вдвое с 2008 г. При этом самые высокие темпы роста наблюдаются у России (в 3 раза) и мирового лидера - Китая (в 40 раз).

 

Мария Бужинская, руководитель подразделения рыночных исследований компании QIWI

 

Займет ли Россия лидирующие позиции на мировом рынке электронной торговли?

Российский рынок электронной розничной торговли, согласно прогнозам, достигнет к 2017 году объема в 1 трл руб. Эти данные касаются только Интернет-продажи розничных товаров. Если же учесть еще и продажу услуг, а также невещественного контента (например, продажа авиабилетов), то порог в 1 трл руб. будет преодолен совсем скоро - в следующем 2015 г.

Высокие темпы роста российского рынка Интернет-торговли наблюдались на начальном этапе его становления – тогда ежегодные значения роста составляли 30-35%. Сейчас темп немного снизился - до уровня 26-30%. Это связано прежде всего с насыщением пользовательской базы: число Интернет-пользователей сейчас составляет 89 млн. человек. В будущем темпы роста продолжат снижаться, однако по мнению Марии Бужинской, они все равно останутся высокими. Их будет поддерживать процесс постепенного вовлечения новых пользователей из регионов, которые до сих пор не проявляли активности, сравнимой с тем, которую демонстрировали жители крупных городов.

«В будущем тренд роста за счет увеличения числи покупателей должен смениться ростом за счет увеличения объема совершаемых через Интернет покупок», - считает Мария Бужинская. Россия уже сейчас входит в десятку наиболее развитых Интернет-рынков мира. По данным Euromonitor, она занимает 8 место после Южной Кореи и опережает такие страны, как Бразилия и Испания. Однако до сих пор объем покупок в России, совершаемых через Интернет, фактически в 10 раз ниже, чем в США.

Отставание от европейских стран не такое существенное. Так, на европейском рынке Россия занимает 4 место, уступая Великобритании, Германии и Франции. Если оценивать по объему совершаемых через Интернет покупок, то Россия отстает от Великобритании – европейского лидера - всего в три раза. Однако Россия имеет самую широкую базу Интернет-пользователей в Европе (87,5 млн чел.), опережая Германию (68,8 млн) и Великобританию (57,3 млн), занимающих второе и третье место, соответственно. Поэтому потенциально Россия имеет все шансы стать лидером розничной Интернет-торговли в Европе.

Драйверы роста для Интернет-торговли

Если численность Интернет-пользователей достаточна, чтобы создать основу для развития электронной торговли, то драйверами роста, по оценке Марии Бужинской, являются широкое проникновение смартфонов в пользовательскую среду и развитие услуг Интернет-платежей.

Рынок смартфонов переживает в настоящее время фазу активного роста. Она не обошла стороной и Россию. Так, по оценкам российской компании Synovate Comcon, члена международной исследовательской сети Ipsos, в I полугодии 2014 г. 70% активных российских Интернет-пользователей делали покупки в Интернете, причем 35% из них совершали покупки с помощью смартфона или планшета. Их использование для покупок чаще всего выбирают в Москве, где уровень проникновения смартфонов самый высокий и составляет около 50% рынка мобильных телефонов.

Но и при покупках, совершаемых путем традиционного посещения магазина розничной торговли, 57% Интернет-пользователей используют смартфон или планшет для предварительного поиска товаров для покупки.

Характерной особенностью Интернет-ритейла является то, что пользователи предпочитают посещать Интернет-магазины через браузеры (84%), а не через специальные мобильные приложения (24%). Для владельцев магазинов это - важный сигнал: выставку товаров и их продвижение сейчас более эффективно проводить через браузерные версии Интернет-магазинов. Именно сюда приходит подавляющая часть будущих покупателей.

Однако у российских ритейл-продавцов есть также и проблемы. Согласно результатам исследования Onlife, покупки в зарубежных Интернет-магазинах совершают сейчас 38% онлайн-покупателей России. Основной мотивацией для таких зарубежных покупок являются более низкие цены по сравнению с российскими Интернет-магазинами, а также наличие эксклюзивных товаров, которых нет в продаже в России.

Что покупают через Интернет

Лидирующей категорией в онлайн-покупках, согласно данным Synovate Comcon, является одежда/обувь/аксессуары. В пятерку лидеров онлайн-продаж входят также бытовая техника, компьютерная техника, косметика/парфюмерия и доставка еды на дом.

 

Список популярных товаров розничной Интернет-торговли

 

В рамках исследования Onlife был проведен анализ выбора покупателей в разных товарных категориях при совершении онлайн-покупок. Так, покупатели книг реже всего выбирают товар в обычном магазине, чтобы затем купить их он-лайн - так поступает лишь 17% опрошенных. Покупатели бытовой техники и электроники, детских товаров и товаров для дома ведут себя иначе. Они предпочитают предварительно увидеть товар в магазине - так поступает каждый четвертый опрошенный. А при покупке косметики/парфюмерии и товаров для спорта примерно каждый третий покупатель сначала выбирает их в обычном магазине, а затем приобретает через Интернет, получив экономию в затратах.

Чем расплачиваются?

Представители QIWI неоднократно повторяют: «Россия – это страна кэша». Только 15% оплат товаров при розничной покупке производятся по безналичному расчету, остальные 85% покупок совершаются с использованием наличных.

По мнению Марии Бужинской, такой выбор в пользу наличных обусловлен тремя причинами. Во-первых, при таком процессе покупки можно потрогать руками приобретаемую вещь, что имеет большое значение для мотивации российских покупателей. Вторая причина состоит в том, что расплачиваясь наличными только в момент передачи товара, покупатель максимально долго продлевает себе свободу в выборе продавца. Более того, он может заказать товар сразу в нескольких местах и при этом не чувствует себя связанным с процедурой отказа от покупки товара. В сравнение с онлайн-покупкой, когда платеж часто производится заранее или продавцу передаются данные с пластиковой карты покупателя, выбор «плачу наличными» имеет преимущество для российских покупателей.

Наконец, третьей причиной предпочтений российского рынка наличных является финансовая безграмотность населения. Покупатели в своей массе до сих пор продолжает считать, что Интернет-платежи небезопасны, их можно легко скомпрометировать, а как следствие возникает неоправданный риск. Это мнение требуется планомерно искоренять, иначе оно будет тормозить развитие розничного Интернет-рынка.

 

Топ-10 Интернет-магазинов в России

 

Как рассказала Мария Бужинская, 64% населения в России уже имеют на руках банковские карты. Однако только 5% совершают покупки через безналичный расчет на ежедневной основе и 12% - на еженедельной. Люди до сих пор предпочитают получать зарплату на банковскую карту, чтобы затем обналичить ее через банкомат.

При такой ситуации на рынке в QIWI считают, что для покупателей более простым способом безналичных платежей являются Интернет-кошельки. В отличие от банковских карт они имеют меньший риск потери денег с онлайн-счета, что должно быть привлекательно для покупателей.

 

Популярные Интернет-кошельки в России

 

По оценке Synovate Comcon, самым популярным Интернет-кошельком на российском рынке является Qiwi Wallet (45%). Следом идут Yandex.Money (21%), WebMoney (14%), PayPal (13%), Elexnet (7%), Money.Mail.Ru (6%).

Наиболее популярным для покупок для российских Интернет-пользователей является магазин Ozon.ru (19%). С небольшим отставанием от него идут AliExpress (18%), Avito.ru (16%), eBay (15%), Юлмарт (8%), МВидео (8%) и другие.

Лидерами среди Интернет-кошельков являются Ozon.ru, AliExpress и Avito.ru.

 

Использование Интернет-кошельков для оплаты в онлайн-магазинах

 

Где лучше всего открывать новые магазины электронной торговли?

По результатам исследования Onlife, будущий рост розничной Интернет-торговли будет наблюдаться повсеместно по всей стране. Однако, по мнению Марии Бужинской, наиболее существенный рост будет наблюдаться в городах с населением около 500 тыс. человек (182% за год), а также в небольших городах с населением 100-500 тыс.человек.

 

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Финансы, Web

Ключевые слова: интернет-магазин, QIWI, электронные деньги