Спам без конца и края

Представители интернет-мессенджеров, банков и общественные активисты предлагают для борьбы с SMS-спамом и "очистки" истории мобильных номеров обязать сотовых операторов предоставлять информацию об абонентах и блокировать рассылку сообщений с иностранных номеров, а также не продавать больше пять SIM-карт на одно имя. Операторы поддерживают идею противодействовать спаму, но подобные методы вызывают у них сомнение.

Около 500 млн спам-сообщений ежемесячно поступает абонентам сотовых операторов, рассказал вчера на слушаниях в Общественной палате лидер инициативной группы "Стопспам" Денис Калугин. По его словам, на одну SIM-карту приходится примерно два "мусорных" сообщения в месяц. При этом российское законодательство не регулирует интернет-мессенджеры, которые ежемесячно генерируют около 50 млн сообщений. Одновременно каждый седьмой номер, по оценкам проекта "Россия без долгов", побывал в руках предыдущего владельца и находится в базе взыскания банка или коллекторского агентства.

Денис Калугин предложил создать специальное агентство, которое будет синхронизировать усилия участников рынка и регуляторов по "очистке" подобных "токсичных" номеров и их привязке к действующим базам данных рассылок. В беседе с репортером ComNews он пояснил, что это должен быть не государственный орган, а некоммерческое партнерство (НП), финансируемое участниками рынка, в том числе операторами и контент-провайдерами. Новая институция получит нормативный статус подобно тому, который сейчас имеет оператор базы данных перенесенных номеров — ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт связи" (ЦНИИС), рассчитывает Денис Калугин. Эти функции готово взять на себя АНО "Национальное агентство контроля телефонных номеров", заявил вчера его директор Анатолий Чекин.

За год работы проекта по борьбе с мобильным спамом Numbuster его пользователи столкнулись с нежелательными звонками более 2 млн 560 тыс. раз, одновременно получив около 15 млн спам-сообщений, рассказал руководитель проекта Евгений Гнутиков. Среди создателей нежелательного контента лидируют коллекторы и банки (25% от всех сообщений). За ними следуют финансовые услуги, "биржевики" и "фонды" (более 20%), реклама автосалонов и автостраховщиков (более 18%), магазинов и сферы услуг (более 12%), а также наркотиков (более 10%).

Операторы не могут самостоятельно решить вопрос спама, поэтому нужно подключить других участников рынка – тех, кто профессионально занимается рассылкой сообщений, полагает Евгений Гнутиков. Идею создания единого агентства, которое могло бы "очищать историю телефонных номеров самостоятельно, через других участников рынка", он назвал здравой. У операторов необходимо узнать, используется ли номер и принадлежит ли он конкретному человеку, объяснил Гнутиков. На его взгляд, такая "служба единого окна, независимая организация" могла бы предоставлять участникам рынка данные об абоненте "обезличенно и отвечая за их безопасность".

Отсутствие подобной возможности вредит компаниям, легально организующим SMS-рассылки, вторит коммерческий директор Easy SMS Дмитрий Тарасов. По его словам, эти фирмы не имеют возможности узнать у сотовых операторов, правомерна ли отправка сообщений конкретному данному абоненту, зато получают взыскания за нарушение рекламного законодательства.

Мошенники знают, как работают банковские протоколы безопасности, а кражи с пластиковых карт продолжатся, пока SIM-карты "продаются в переходах на глазах у правоохранительных органов", добавил начальник Управления пластиковых карт банка "Открытие" Юрий Божор.

Мессенджеры "рушат SMS-рынок", уверял руководитель проекта "Мессенджер 4Talk" Сергей Кравцов. По его мнению, пользователи таких сервисов "не должны платить за услугу", в то время как операторы "получают за нее миллиардные прибыли" и  почти не борются со спамом.

У операторов есть "свои механизмы" борьбы, возразил директор Департамента управления регуляторными рисками ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС ) Андрей Рего. Он отметил, что принятый в прошлом году "закон о запрете мобильного спама" получился "сбалансированным" и отрасль видит "определённый эффект от его реализации". Одновременно Андрей Рего согласился, что рынок сообщений через мессенджеры значительно превышает рынок SMS – общемировое количество тех и других составляет 8,2 млрд против 18,3 млрд соответственно.

"Если будет создана некая база данных, третьи лица получат доступ к биллингу и системе операторов, вы представляете, какие нарушения могут возникнуть вследствие этого. Это же совершенно неуправляемый, неконтролируемый процесс" – опасается со своей стороны руководитель по взаимодействию с органами государственной власти ПАО "Вымпелком" Виталий Недыхалов. Его точку зрения разделил Андрей Рего.

Заместитель директора Департамента регулирования радочастот и сетей связи Минкомсвязи России Михаил Быковский согласился с актуальностью проблемы, однако методы борьбы с ней назвал "не совсем эффективными". Он сослался на опыт США, где к базе данных ("стоп-листу") обращаются не операторы связи, а рекламораспространители. "Они смотрят, есть ли там номер конкретного человека. Если есть – не рассылают. Это правильное регулирование отношений", – утверждает Михаил Быковский.

Для борьбы со спамом необходимо запретить операторам продавать SIM-карты без предъявления документа, удостоверяющего личность, а количество реализуемых карточек ограничить для каждой сотовой компании пятью штуками на человека, предложила независимый эксперт по работе с проблемными и непрофильными активами Александра Антясова. Первое требование давно выполняется (нарушают его не операторы, а дилеры), а второе исполнить невозможно по закону – договор об оказании услуг связи носит публичный характер, парировал Андрей Рего.

Представители операторов не преминули заметить, что также считают неравными условия для себя и для интернет-мессенджеров. Деятельность сотовых компаний плотно регулируется, а у вторых она не регламентирована никак, считают они.

Совет Федерации проходил через подобные прения, когда рассматривал закон о запрете SMS-спама. Сказать, что его принятие далось легко, было бы неправильно, напомнила председатель Временной комиссии по развитию информационного общества верхней палаты парламента Людмила Бокова.

"После сегодняшнего обсуждения я могу вынести три итога. Во-первых, нужно продолжить работу над законом об SMS-спаме: принимая его, мы оставили люфты. К обсуждению, как его можно усовершенствовать, мы пригласим всех заинтересованных лиц. Во-вторых, в вопросе мессенджеров пока много темных пятен – возможно, чтобы подступиться к нему, необходима нормативно-правовая база. И, в-третьих, мошенничество — это важная проблема, которую мы будем обсуждать в рамках закона о кредитно-финансовых учреждениях осенью", — резюмировала Людмила Бокова.

В течение десяти дней участники слушаний должны согласовать итоговую резолюцию. После этого документ поступит в Правительство РФ, Минкомсвязи и другие ведомства. Пока в проекте резолюции Правительству РФ рекомендуется скорректировать Правила оказания услуг телефонной связи: определить понятие "SMS-провайдер", ввести "стоп-лист" телефонных номеров мобильной связи, закрепить существование технического сервиса, позволяющего определять соответствие номера конкретному абоненту и незамедлительное откреплять номера от клиента, если он перестает его использовать. Авторы инициативы также предлагают дать абонентам возможность запрещать операторам связи присылать любые рекламные SMS, а SMS-провайдеров – обязать предварительно проверять телефонные номера в "стоп-листе". Отдельные рекомендации получат Минкомсвязи, Центробанк, Роскомнадзор и "Национальное агентство контроля телефонных номеров".

Даниил Сидоров

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: SMS, мобильное мошенничество