Телезрители все чаще выбирают HD

HD-телеканалы являются одним из драйверов роста рынка платного ТВ. Игроки рынка говорят о росте доли зрителей таких каналов, а аналитики прогнозируют, что к 2018 г. количество таких подписчиков еще увеличится и составит более половины всех абонентов платного ТВ.

ОАО "Московская городская телефонная сеть" сообщило о росте в 3,5 раза доли зрителей телеканалов высокой четкости (HD) в общей абонентской базе цифрового ТВ за год. По состоянию на 1 июля 2015 г., на HD-каналы было подписано 35% всех домохозяйств, подключенных к цифровому ТВ по сети МГТС. На 1 июля 2014 г. этот показатель равнялся 10%.

"Существенный рост спроса на каналы высокой четкости среди наших абонентов демонстрирует тенденцию ухода от линейного телевидения к цифровому, позволяющему абоненту самому формировать контент, выбирать, что и когда смотреть", - отметил директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС Дмитрий Кулаковский. МГТС намерена и дальше развивать интерактивное телевидение за счет создания новых ТВ-пакетов, включения в них новых телеканалов, а также таких дополнительных услуг, как "Персональное ТВ", видео по запросу, мультирум.

По итогам I кв. 2015 г. количество абонентов IPTV "Ростелекома" составило 2 млн 886 тыс. домохозяйств, рассказал ComNews представитель оператора. "Это на 24% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. По IPTV база "Ростелекома" продолжает расти быстрее рынка", - сказал он, подчеркнув, что все абоненты IPTV автоматически являются потребителями HD-контента. HD-каналы представлены во всех основных пакетах IPTV (как минимум, четыре канала).

"В настоящее время HD - обязательный формат предоставления ТВ и видеоконтента. Это требование аудитории, вслед за ростом проникновения устройств с поддержкой HD", - говорит сотрудник "Ростелекома". Кроме того, как отметил он, HD-контент стоит дороже стандартного цифрового и приводит к увеличению ARPU.

За год доля пользователей цифрового ТВ "Дом.ru TV" (принадлежит АО "Эр-Телеком Холдинг"), которые смотрят HD-каналы, увеличилась на 35%. "Мы считаем такое повышение существенным, ведь наряду с ростом числа HD-каналов в наших пакетах продолжает расти и количество SD-каналов, а рейтинговые эфирные телеканалы все еще транслируются в SD", - отметил представитель оператора.

Пресс-служба "Акадо Телеком" сообщила, что по данным на 1 июля 2015 г. доля активных абонентов телевидения высокой четкости этого оператора превышает 30% от общего количества пользователей услуги цифрового телевидения в Москве. Причем в прошлом году этот показатель составлял 20%. "В 2014-2015 гг. провайдер включил в сеть около 20 телеканалов в формате высокой четкости. Из них 14 - в составе услуги цифрового телевидения, шесть телеканалов - в составе услуги "Антенна АКАДО" (коллективная антенна) в формате "открытая цифра", - пояснил он.

Как отметил представитель пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), количество зрителей HD-каналов в базе цифрового ТВ компании в регионах России выросло более чем на 50% за год. Количество HD-каналов в сети услуги "Домашнее Цифровое МТС ТВ" увеличилось до 37, или на 20%. "Мы видим, что HD-контент крайне востребован у абонентов. В ближайшее время мы планируем провести глобальные изменения в базовом пакете, в разы увеличив количество HD-каналов", - сообщил он.

Как рассказала пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева, этот оператор не выделяет HD-каналы в отдельные пакеты: они уже входят в состав всех базовых тематических пакетов. "Кроме этого, все наши приставки оснащены HD, соответственно свыше 1 млн абонентов "Билайн" ТВ" смотрят HD-каналы по цене базового пакета", - уточнила она. У "Билайн" ТВ" сейчас 57 каналов в формате HD, а общее количество каналов - около 250.

Абонентам МГТС и МТС в Москве и Московской области доступно для подключения более 200 телеканалов, из которых 35 - в HD-качестве. Что касается предпочтений телезрителей, то абоненты цифрового ТВ от МГТС чаще смотрят основные пакеты HD-каналов - "Ничего лишнего" и "Четкий HD". Их зрителями являются 30% всех ТВ-абонентов МГТС. В каждом из них предлагается более 20 каналов высокой четкости. Самыми популярными ТВ-каналами в HD-качестве по итогам первой половины 2015 г. стали "Первый HD", "Спорт 1 HD", "Россия HD". Оператор связывает рост популярности HD-каналов с увеличением территории Москвы, охваченной оптической сетью GPON. Возможность подключить услуги на ее базе уже имеет более 3,5 млн московских семей.

У "Дом.ru TV" за последний год количество HD-каналов выросло с 52 до 61, в то время как в 2012 г. таких каналов было всего 20. "Сегодня это максимум среди российских федеральных операторов платного ТВ", - говорит представитель оператора. В этом году он продолжит линейку HD-каналов. Среди пользователей "Дом.ru TV" наибольшей популярностью пользуются HD-версии общедоступных телеканалов, вторую строчку занимают фильмовые, а третью - развлекательные каналы. По итогам I полугодия в 2014 г. и 2015 г. лидеры неизменны - это "Первый HD" и "Россия HD". "Доля зрителей таких каналов больше в тех городах, где мы запустили услугу цифрового ТВ раньше, например в Перми", - отметил он.

В 2014 г. наиболее популярными телеканалами, по данным системы измерений телесмотрения AMS "АКАДО Телеком", были "Первый HD", "Россия HD" и "Спорт HD". Как отметил сотрудник компании, в 2015 г. расстановка сил не изменилась. По итогам I кв. 2015 г. наиболее популярными телеканалами у абонентов цифрового ТВ от МТС стали "Спорт 1 HD", "Наш Футбол HD", National Geographic HD и National Geographic Wild HD.

Самые популярные HD-каналы в сети "Интерактивного ТВ" от "Ростелекома" - это "Страшное HD" (круглосуточно и без перерывов на рекламу транслируются триллеры, ужасы и мистика и только в формате высокой четкости). "Аудитория хорроров - одна из самых преданных, она, как правило, не изменяет своим привычкам. На канале будут демонстрироваться только современные фильмы, снятые в HD", - подчеркнул представитель оператора.

"В топ-5 входит другой наш эксклюзивный канал - Paramount Channel HD. Наблюдается волнообразный интерес к спорту в HD-формате: если проходят значимые соревнования по биатлону, футболу или фигурному катанию, то спортивные каналы появляются в "пятерке". Часто в лидеры выходит телеканал Nickelodeon HD", - говорит собеседник ComNews в "Ростелекоме".

Чтобы привлечь новых абонентов и стимулировать потребление HD, "Ростелеком" регулярно проводит акцию "Попробуй HD". При первом подключении пакета HD он два месяца предоставляется бесплатно.

По оценкам аналитиков, распространению HDTV в России способствует несколько факторов, в числе ключевых - стабильный рост количества телевизоров с поддержкой HD, увеличение количества HD-каналов (с восьми в 2010 г. до 94 к началу 2015 г.) и их популяризация операторами платного ТВ, говорит представитель "Дом.ru TV". Эти и другие причины способствуют тому, что телесмотрение возвращается с мониторов компьютеров на экраны телевизоров.

"Каналов в формате HD с каждым годом становится все больше, интерес к ним со стороны абонентов растет. Не ранее чем через два-три года можно ждать коммерческого использования технологии Ultra HD. Этот стандарт уже принят в мире", - подчеркнул представитель "Акадо Телеком".

По прогнозам J'son & Partners Сonsulting, за весь 2015 г. рост количества абонентов, подключенных к HDTV, в целом по России должен составить 32%. То есть, как отметил руководитель департамента ТВ и контента консалтингового агентства Дмитрий Колесов, по сравнению с 10,2 млн в 2014 г. на конец 2015 г. их должно стать 13,4 млн подписчиков. Он уточнил, что более половины абонентов HDTV приходится на спутниковых операторов, а еще треть - на IPTV.

Эксперт добавил, что наиболее популярны среди телезрителей HD-версии федеральных каналов ("Первый", "Россия 1", "НТВ"). НТВ запустил HD-версию только с 9 февраля этого года.

"Один из трендов, которые мы отмечаем на рынке, - HD-каналы являются одним из драйверов роста платного ТВ. Так что в ближайшие годы количество таких подписчиков еще увеличится, и к 2018 г. их будет более половины всех PayTV-абонентов", - уверен он.

По мнению представителя МТС, сам по себе формат HD не влияет на подключения к платному ТВ. "Драйвером становятся дополнительные сервисы просмотра качественного по формату и содержанию контента в любом месте и в любое время, без привязки к одному устройству", - говорит он.

Елизавета Титаренко

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: цифровое телевидение, цифровое ТВ