Агрегаторы пошли на поправку. Законопроект об интернет-посредниках может быть скорректирован

Интернет-компании, похоже, сумели убедить власти в необходимости доработки законопроекта о товарных агрегаторах, крупнейшим из которых является "Яндекс.Маркет". После того как участники рынка, эксперты правительства и НИУ ВШЭ нашли нарушения при согласовании документа, в Госдуме пообещали учесть мнение отрасли, желающей исключить из поправок регулирование услуг и ограничить ответственность агрегаторов.

Правительственный законопроект о товарных агрегаторах, внесенный в Госдуму в марте, будет доработан, сообщил "Ъ" вчера глава комитета по информполитике Госдумы Леонид Левин по итогам круглого стола с участием экспертов и представителей компаний. "Было решено, что законопроект нужен, он актуален, но сейчас он сырой, и нас попросили прислать свои правки и замечания",— сообщил один из участников мероприятия, ссылаясь также на поручение вице-премьера Ольги Голодец. Текущая версия проекта, разработанного Роспотребнадзором, вводит понятие агрегатора как информпосредника. Он вступает с потребителями в возмездные отношения, не заключает сделки по купле-продаже, но позволяет предварительно оплатить товар или услугу.

Участники рынка сходятся во мнении, что необходимо исключить из документа услуги и что имеющихся механизмов саморегулирования вполне хватает. Гендиректор eBay в России и на развивающихся рынках Европы и Африки Илья Кретов рассказал "Ъ", что у компании было лишь одно дело по защите прав потребителей, которое решилось в досудебном порядке в пользу потребителя.

По данным Роспотребнадзора, в 2016 году в интернете россияне сделали 385 млн покупок, но потребители пожаловались лишь 8765 раз. "Жалоб на работу агрегаторов не зафиксировано",— сказал президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. По его словам, глава Роспотребнадзора Анна Попова говорила на заседании о том, что люди не жалуются на магазины в сети, поскольку думают, что им никто не поможет и они сами виноваты. "Вообще, это подмена понятий: речь в проекте не о магазинах, а об агрегаторах",— возмущается один из участников заседания.

Агрегаторы как информпосредники обеспечивают около 50% покупок в онлайн-торговле, оценивает Александр Иванов. "Издержки, которые возникнут у бизнеса, по традиции оплатит потребитель",— считает он.

Законопроект о регулировании товарных агрегаторов разрабатывается с 2015 года, в Госдуму была внесена третья версия поправок. Участники рынка, в том числе "Яндекс", владеющий крупнейшим агрегатором "Яндекс.Маркет", говорили, что с ними ее не согласовали. По их словам, бизнес-сообществом и рабочей группой с участием Роспотребнадзора обсуждался и был согласован минувшим летом другой документ. Чиновники Минэкономразвития и Минкомсвязи на круглом столе заявили также, что выдавали положительное заключение по регулирующему воздействию на другую версию законопроекта, сообщили "Ъ" два участника заседания.

"Существенные изменения" в итоговой версии законопроекта по сравнению с получившей положительные заключения регуляторов и согласованной с участниками рынка заметили и в НИУ ВШЭ, а также члены рабочей группы "Связь и IT" экспертного совета при правительстве. Как говорится в заключении рабочей группы, из документа исчезли положения об ограничении ответственности для агрегаторов. Изначально предполагалось, что они отвечают только за предоставление заведомо недостоверной информации. В текущей версии на агрегатора возлагается ответственность за все случаи предоставления недостоверной информации вне зависимости от того, был заключен договор покупателя с продавцом (исполнителем) на сайте агрегатора или нет. Таким образом, внесенный в Госдуму проект, по сути, уравнивает продавца и агрегатора, следует из выводов НИУ ВШЭ и рабочей группы. Это положение "создает риски оппортунистического поведения потребителей", которые могут претендовать на возмещение убытков и от магазина, и от агрегатора, предупреждают эксперты.

В последней версии поправок появились нововведения, описывающие исполнение агрегатором требований о возврате предоплаты: на это отводится десять дней. Это приведет к возникновению новых издержек агрегаторов по проверке фактов несвоевременности поставки товара, и времени на это будет недостаточно, отмечается в аналитической записке НИУ ВШЭ. Роспотребнадзор должен был отозвать законопроект, в который были внесены положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия, считают там. Однако в Роспотребнадзоре "Ъ" вчера заявили, что служба выполнила "все необходимые процедуры, в том числе при доработке проекта с учетом юридической техники и соблюдения всех необходимых процедур".

Роман Рожков

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование, Web

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазин, регулирование