Операторы связи проверят документы абонентов по запросу полиции

Получив запрос от МВД, ФСБ или другого органа, ведущего оперативно-разыскную деятельность, оператор связи должен будет проверить документы клиента. Если персональные данные проверить не удастся, через 15 дней договор с пользователем должен быть расторгнут. Такие требования коснутся всех российских операторов телефонной связи и интернет-провайдеров. Минкомсвязи уже подготовило документ, регламентирующий эту процедуру.

Минкомсвязи России обнародовало проект постановления правительства, меняющего правила оказания услуг телефонной связи и передачи данных. При получении запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, оператор должен в течение 15 суток проверить, соответствуют ли персональные данные фактического пользователя заявленным в договоре. Если данные не удастся подтвердить в срок, предоставление услуг прекратят.

— Направить сообщение клиенту можно будет любым доступным оператору способом: по телефону, по электронной почте, в виде SMS, в личном кабинете пользователя и так далее, — уточнили в пресс-службе Минкомсвязи.

Пользователь, получив запрос оператора, должен подтвердить свои персональные данные. Текущая версия документа предусматривает четыре способа сделать это. Гражданин сможет лично явиться с паспортом в офис оператора. Он сможет удостоверить свою личность через портал госуслуг или в личном кабинете на сайте оператора связи. Наконец, можно будет прислать оператору электронное письмо с усиленной электронной подписью — она  позволяет удостоверить личность подписавшего.

— Предложенные способы подтверждения соответствия персональных данных сведениям, заявленным в договоре, обсуждаются, в том числе с общественностью, для дальнейшего уточнения их эффективности, — отметили в пресс-службе министерства.

В Минкомсвязи напомнили, что в июле 2016 года закон «О связи» дополнили новым положением. Операторов обязали «прекратить при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, оказание услуг связи в случае неподтверждения в течение 15 суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах». Цель проекта постановления — обеспечить выполнение этой нормы.

В «Ростелекоме» сообщили, что специалисты компании изучают проект постановления. МТС, «ВымпелКом», «МегаФон» и Tele2 не ответили на запрос, касающийся документа.

По статье 13 закона «Об оперативно-разыскной деятельности» такую деятельность в России осуществляют оперативные подразделения органов МВД и ФСБ, Федеральной службы охраны, таможенных органов, внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний.

МВД и ФСБ не прокомментировали, в каких ситуациях они будут присылать запросы операторам телефонной связи и передачи данных.

Напомним, уже сегодня в России услуги связи можно предоставлять лишь после идентификации абонента. Оператор или его представитель должен внести в договор паспортные данные клиента. Корпоративные абоненты обязаны предоставлять операторам полный список физлиц — фактических пользователей. Владельцы публичных сетей Wi-Fi также должны идентифицировать пользователей — например, высылая SMS с проверочным кодом на номера их мобильных телефонов.

Статья 13.30 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение оператором связи установленного порядка идентификации абонентов. За такое нарушение юрлицу грозит штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Александр Кондратьев

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Регулирование

Ключевые слова: Министерство связи, операторы связи, персональные данные