В Северной столице – прибалтийский контент

На петербургский рынок мобильных услуг вышел еще один иностранный контент-провайдер – компания «Тобиас», которая является дочерним предприятием крупнейшего дистрибьютора мобильных услуг в Прибалтике FORTICOM. В данный момент «Тобиас» предоставляет набор развлекательных услуг для всех операторов обеих столиц, и в дальнейшем намерен осваивать российские регионы.

Стопроцентным владельцем «Тобиаса» является компания FORTICOM, созданная в 1999 году. В настоящее время она сотрудничает со всеми крупнейшими прибалтийскими операторами, включая Omnitel, Tele2, BiteGSM, LMT, EMT и Radiolinja. По оценкам экспертов, FORTICOM контролирует около 70% рынка мобильных развлекательных услуг в Прибалтике. В портфель компании входит полный спектр развлекательных сервисов, включая логотипы, мелодии, открытки, заставки, Java-игры, голосования, шутки, анекдоты и т.д. Кроме того, FORTICOM стала первой компанией, которая предложила на местном рынке возможность приобретать Java-игры для мобильных телефонов. Также она владеет и крупнейшей сетью тематических порталов в Прибалтике, в которую входят сайты One.lt, One.lv, One.ee. Сейчас на них зарегистрировано более 800 тыс. активных пользователей (мобильных номеров), что составляет 23% от общего числа всех пользователей мобильных телефонов в Прибалтике. Ежедневная совокупная посещаемость порталов составляет более 125 тыс. человек. Эта сеть является вторым по величине веб-ресурсом в Прибалтике, после компании Delfi, которая владеет сетью новостных порталов.

В марте этого года было открыто представительство компании «Тобиас» в Москве. Здесь компания действует под торговой маркой ZAZU (порталы Zazu.ru и wap.Zazu.ru). По словам технического директора компании «Тобиас Oy» Семена Саликова, осенью этого года провайдер заключил договоры со всеми GSM-операторами в Москве. В начале октября компания вышла на петербургский рынок, соответствующие договоры сейчас подписаны с Северо-Западным филиалом ОАО «МегаФон», «Мобильными ТелеСистемами» Северо-Запад, местными представительствами «Би Лайн GSM» и Tele2. Для абонентов этих операторов предоставляется один и тот же набор услуг: черно-белые логотипы и открытки, монофонические мелодии, SMS-тоны (короткий номер 4090), полифонические мелодии, цветные заставки и анимации (короткий номер 4091) и Java-игры (короткие номера 4092 и 4093). Номера одинаковы для всех операторов. Семен Саликов сообщил, что в настоящее время компания рассматривает возможности дальнейшей экспансии по России, и сейчас находится в стадии разработки региональных планов, реализация которых намечена на следующий год.

«Тобиас» вышел на достаточно насыщенный рынок. В частности, если говорить о Москве и Петербурге, то здесь уже давно определились крупнейшие игроки, среди которых называют Infon, SPN Digital (торговая марка RevKom), Jippi. Кроме того, в течение последнего года большинство ведущих контент-провайдеров активно занимаются региональной экспансией. К этому их подтолкнули как активный рост нестоличных рынков – они активизировались после появления там игроков «большой тройки», так и сами сотовые компании, которые стали предлагать технические условия, позволяющие провайдеру организовать из единой точки входа работу по всем регионам присутствия оператора. Наиболее в этом преуспел «Би Лайн GSM». Для того чтобы продавать свои услуги в его сети, контент-провайдер должен организовать канал до Москвы, где расположена специальная техническая площадка, но при этом, ему становятся доступны все регионы действия «Би Лайн GSM». Дальнейший успех на месте зависит от маркетинговой активности провайдера. Как сообщили в пресс-службе «Би Лайн GSM», сама идея появилась в середине 2002, а первые провайдеры были подключены к программе в начале 2003, и им была предоставлена возможность оказания своих услуг на территории Московского и Центрального регионов. К февралю 2004 эта схема была распространена на региональные рынки.

Тем не менее, появление на российском рынке иностранного игрока не удивило местных наблюдателей. Здесь уже есть прецедент выхода зарубежной компании – финской Jippi, которая, появившись в России (отправной точкой стал Петербург) около 2 лет назад, смогла выбиться на лидирующие позиции. Кроме того, недавно в Петербурге стартовал канадский проект Telewella.

Интерес западных игроков подогревает динамика российского рынка дополнительных услуг – о ней можно судить, исходя, например, из показателей сотовых компаний. Так, согласно отчету аналитического агентства iKS-Consulting, за первое полугодие 2004 года операторы заработали на допуслугах $360 млн, что составило 11% от общих доходов (за тот же период они составили $3,31 млрд). При этом наибольшую долю здесь занимает обмен SMS – в первой половине 2004 года на него пришлось $171 млн, т.е. 47% от всего рынка. По итогам всего 2004 года объем этого сегмента может составить около $420 млн (44%). При этом в 2003 году он равнялся около $200 млн, в 2002 году - около $95 млн.

На контент-услуги (т.е. за исключением SMS, MMS, GPRS, базовых услуги типа АОН и т.д.) приходится около 24% от всего рынка допуслуг. В этой доле логотипы и мелодии занимают 46%, информация и развлечения - 15%, медиа-сервисы - 20%, знакомства и общение - 13%, игры - 5%, другие приложения - 1%. По прогнозам iKS-Consulting, к концу года российские сотовые операторы заработают на допуслугах $950 млн, в 2005 году эта цифра превысит $1,5 млрд.

Тем не менее, как прокомментировала директор по PR провайдера Infon (эта компания работает и в прибалтийских странах) Екатерина Яковлева, по сравнению с Прибалтикой, рынок России имеет свою специфику – он более разнообразен как с точки зрения игроков, так и сотовых операторов. Кроме того, определенные сложности могут возникнуть с обладателями авторских прав, чьи произведения используются для создания мобильной музыки. Это обусловлено тем, что в России пока не проработана четкая система защиты прав исполнителей.

Автор: Алексей Колянов, Александр Янкевич.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: