На телеком-рынке будет свой "Трансаэро"

Судьбу "Трансаэро" в ближайшем будущем повторят многие телекоммуникационные операторы, в том числе крупные. Темпы роста замедлились, ARPU снижается. О демпинге, как главном российском приеме конкуренции, о переформатировании рынка ШПД, о влиянии кризиса на крупных и мелких игроков говорили представители отрасли и эксперты на съезде медиа-клуба "Рыбное место", организованного АО "ЭР-Телеком Холдинг".

Проникновение ШПД в России сейчас около 54%, но темпы роста отрасли в 2015 году заметно снизились. По данным TelecomDaily, в первом квартале абонентская база выросла на 100 тысяч домохозяйств, во втором – на 150 тысяч, в третьем – на 250 тысяч. Это значительно меньше прошлогодних показателей. ARPU стагнирует на уровне 360 рублей. Замедление роста объясняется, прежде всего, насыщенностью рынка в крупных городах. Пятерка крупнейших игроков выглядит так: "Ростелеком" - 37%, "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ру") – 10%, МТС – 8%, "ВымпелКом" - 8%, ТТК – 5%. На прочие компании приходится в совокупности 32%.

То, что происходит сейчас в телеком-отрасли можно охарактеризовать короткой формулой – "больше услуг за меньшие деньги", утверждает директор по маркетингу "ЭР-Телеком" Андрей Чазов. Клиент, по его словам, превращается в избалованного ребенка, вокруг которого вьются операторы. Поэтому потребности его постоянно растут. "Где здесь бизнес мы пока сами не понимаем, но пытаемся его найти", - признался Андрей Чазов.

Растет количество пользовательских устройств, меняется структура трафика (по прогнозам Cisco в 2019 году 80% трафика будет составлять видео-контент), контент становится все более "тяжелым". В видео-сервисах грядет эра Ultra HD. Но пока 4K-проекты это имиджевые, а не бизнес-решения, считает Андрей Чазов – количество телевизоров, способных воспросизводить картинку сверхвысокого качества исчисляется долями процента. "Парк телевизоров меняется лет семь, не меньше. Через семь лет мы какую-то значимую долю телевизоров 4К получим. О коммерческом запуске услуги можно будет говорить лет через пять – семь", - пояснил директор по маркетингу "ЭР-Телеком".

Тем не менее, операторам уже сейчас необходимо решать задачи по увеличению пропускной способности сетей и скоростей передачи данных.

Избалованность клиентов меняет структуру рынка. Они хотят получать услуги в удобное время и на любых устройствах. Борьба операторов за абонента ужесточается, и они вынуждены быть все более гибкими в продуктовой линейке и в сервисе. "Хотите смотреть канал, который больше никто не смотрит – мы его найдем, сделаем и вам предложим. Если хотите, чтобы вас обслуживали в десять вечера – будут обслуживать в десять вечера. Пока это не очень заметно, но к этому идет", - прогнозирует Андрей Чазов.

По его словам, от 18% до 30% клиентов (в зависимости от компании) готовы сменить оператора. Поэтому телеком-компании сейчас будут как бороться за удержание своих абонентов, так и переманивать новых.

В кризис борьба идет, главным образом, за сохранение своей базы, так как приобретение новых абонентов обходится очень дорого, считает директор департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Дмитрий Колесов. В процессе борьбы доля маленьких компаний будет снижаться, а крупных – расти, прогнозирует он. "Ростелеком", предлагающий пакет Интернета и телевидения за 300 рублей будет отбирать себе абонентов. Пока, ничего кроме демпинга подавляющее большинство игроков рынка не использует", - сказал Дмитрий Колесов.

Соответствовать тренду "больше услуг за меньшие деньги" способны не все. В ближайшее время часть операторов уйдут с рынка, прогнозирует Андрей Чазов. "Есть закредитованные маленькие операторы. Есть большой оператор, у которого уже проблемы, который повышает цены, когда все снижают. Банкротства будут, будет и телеком-"Трансаэро", - сообщил он.

Виталий Акимов

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: широкополосный доступ