О секундах подумали свысока. ФАС хочет отменить поминутную тарификацию

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает запретить поминутную тарификацию звонков как в сетях сотовой, так и фиксированной связи. По существующему законодательству стоимость звонков должна округляться в большую сторону после превышения каждой минуты разговора. Введение посекундной тарификации может обернуться для сотовых и фиксированных операторов потерей примерно 10% и 5% выручки соответственно.

О том, что ФАС направила в Минкомсвязи предложения запретить операторам использовать поминутную тарификацию, сообщил вчера в ходе интернет-конференции заместитель главы антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. При этом запрет на поминутную тарификацию будет распространяться как на операторов сотовой связи, так и фиксированной. Более того, в планах ФАС ввести такие же правила оказания услуг связи и в роуминге. "Когда оператор округляет длительность разговора в большую сторону и выставляет счет за не полностью использованную минуту разговора как за полностью выговоренную, он просит оплатить неоказанную услугу",— объясняет господин Голомолзин.

У операторов нет никаких предпосылок, чтобы не реализовывать принцип посекундной тарификации, уверен Анатолий Голомолзин. В пример он приводит Казахстан, где на законодательном уровне установлен порог тарификации, не превышающий десять секунд.

В Минкомсвязи получали предложения ФАС, подтвердил "Ъ" представитель ведомства. По его словам, было принято решение установить размер максимальной единицы тарификации для сотовых операторов в размере двадцати секунд.

Максимальная единица тарификации для фиксированных операторов еще не обсуждалась.

ФАС последовательно настаивает на снижении цен на услуги связи. В прошлом году антимонопольная служба возбудила дело против "большой тройки" по поводу завышенных тарифов на роуминг в странах СНГ. В итоге "большая тройка" была оштрафована по минимуму — в размере всего 0,006% совокупной выручки за 2009 год: МТС — на 21,892 млн руб., "ВымпелКом " — на 12,018 млн руб., "МегаФон " — на 4,194 млн руб. Операторов спасли добровольно взятые на себя обязательства по снижению тарифов. А в этом году ФАС предложила вовсе упразднить понятие внутриситевого роуминга.

По мнению аналитика "ВТБ Капитала" Виктора Климовича, в случае принятия предложения ФАС больше пострадают сотовые операторы. "У фиксированных операторов значимое количество абонентов подключены к безлимитным тарифам",— объясняет он. По оценке господина Климовича, отмена поминутной тарификации может привести к снижению выручки сотовых операторов примерно на 10%, а фиксированных — до 5%. "Но, скорее всего, сотовые операторы изменят свои тарифы, компенсируя потери ростом стоимости минуты разговора",— полагает господин Климович. По итогам первого квартала 2011 года выручка МТС от сотового бизнеса в России составила 61,3 млрд руб., "МегаФона" — 51,74 млрд руб., а "Вымпелкома" — 50,1 млрд руб. Выручка лидера рынка фиксированной связи "Ростелекома" от этих услуг по итогам 2010 года составила 10 млрд руб.

Сейчас у каждого оператора подвижной связи уже действуют до двух десятков тарифных планов с разными единицами тарификации: одна секунда, десять секунд, одна минута; тарификация каждой второй минуты, тарификация первых пяти (десяти) минут разговора в день, напоминает Юлия Дорохина из "МегаФона". "При существующем низком уровне цен поминутная тарификация достаточно удобна и позволяет упростить расчеты. Абоненты имеют возможность выбрать удобный для себя тарифный план с различными условиями тарификации в зависимости от длительности звонка, интенсивности разговоров и пр.",— отмечает представитель МТС Валерия Кузьменко. Она напоминает, что в правилах оказания услуг связи основной единицей измерения объема услуг связи указана минута, поэтому, используя поминутную тарификацию, операторы действуют в рамках действующего законодательства. Пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева отмечает, что сейчас оператор предлагает своим абонентам возможность выбора: в подавляющем большинстве регионов абонент может выбрать тарифный план как с поминутной, так и с посекундной тарификацией, исходя из собственных потребностей. "Пару лет назад в южном регионе "Вымпелком" вводил тарифный план с тарификацией после десятой секунды, но с течением времени абоненты предпочли другие тарифные планы",— указывает госпожа Айбашева.

Анна Балашова, Владимир Лавицкий

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: ФАС