Прослушка не по-европейски. ЕСПЧ нашел нарушения в российской практике прослушивания телефонных разговоров

ЕСПЧ признал высокой вероятность злоупотреблений при прослушке мобильных телефонов российскими правоохранительными органами. Суд счел риском прямой доступ правоохранителей ко всем мобильным телефонным переговорам.

Ни доказать, ни оспорить

​Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в пятницу, 4 декабря, впервые удовлетворил жалобу, оспаривающую обязанность российских мобильных операторов устанавливать оборудование для работы системы СОРМ-2 (система оперативно-разыскных мероприятий). Система позволяет прослушивать разговоры по мобильным телефонам в России. Иск подавал главный редактор журнала «Линия полета» и руководитель регионального центра Фонда защиты гласности в Санкт-Петербурге Роман Захаров.

Прослушивание мобильных телефонов в России преследует законные цели — предотвращение преступлений, защиту национальной безопасности, общественного порядка и благосостояния, признал ЕСПЧ. Но гарантии против злоупотреблений при прослушке в России недостаточны, постановил суд. Вероятность злоупотреблений в России особенно высока, так как правоохранительные органы имеют прямой доступ ко всем мобильным телефонным переговорам, отмечается в сообщении суда.

ЕСПЧ пришел к выводу, что российское законодательство недостаточно четко определяет ситуации, в которых правоохранительные органы имеют право прослушивать телефонные переговоры, и ситуации, в которых прослушивание должно быть прекращено, а собранные данные уничтожены. Кроме того, согласно решению суда, процедура выдачи разрешений на прослушивание телефонных переговоров не представляет достаточных гарантий того, что оно проводится только в оправданных и необходимых случаях. При этом надзор за законностью проведения негласных оперативно-разыскных мероприятий неэффективен, а эффективные средства обжалования отсутствуют, следует из сообщения суда.

«Эффективность имеющихся средств обжалования подрывается тем, что они доступны только тем людям, которые могут представить доказательства прослушивания их телефонных переговоров. В отсутствие системы уведомления о прослушивании телефонных переговоров или возможности запросить информацию о прослушивании получить такие доказательства практически невозможно», — отмечается в сообщении ЕСПЧ.

ЕСПЧ можно не слушать

ЕСПЧ обязал Россию выплатить Захарову €40 тыс. в счет понесенных им судебных издержек, моральный вред истцу компенсирует само решение о нарушении Россией статьи о праве на уважение частной и семейной жизни Европейской конвенции по правам человека.

Решение ЕСПЧ может привести к началу публичного обсуждения проблемы несоответствия российских стандартов СОРМ-2 современным европейским стандартам, говорит главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов. Но шансов на то, что российская система будет модернизирована или изменится соответствующее законодательство, очень мало, считает он.

Между российской и европейской практикой прослушивания телефонных переговоров есть существенная разница, поясняет Солдатов: в Европе оператор после получения судебного ордера сам проводит прослушку и направляет в правоохранительные органы результаты, а в России перехват осуществляют именно правоохранители, а оператор не имеет даже доступа к ордеру суда.

На прошлой неделе Госдума во втором и третьем чтении приняла закон, который разрешает Конституционному суду (КС) игнорировать решения ЕСПЧ. Закон предполагает, что по запросу президента и правительства КС может принять решение о том, выполнять или нет постановление международных инстанций, в том числе и ЕСПЧ.

В июле 2015 года КС установил приоритет Конституции над решениями ЕСПЧ. ​Это означает, что Россия может не исполнять постановления этой международной инстанции, если они противоречат основному закону страны. В поддержку решения КС ранее высказывались в Кремле, Минюсте, МИДе и Генпрокуратуре.

Елизавета Архангельская

Тематики: Мобильная связь, Регулирование, Безопасность

Ключевые слова: сотовая связь