Бизнес-кейс: как оптимизировать позаказное планирование с помощью ERP-системы

После того, как крупный машиностроительный завод изменил характер поставок, стало очевидно, что прежняя система планирования уже не справляется со своими задачами. Руководство завода обратилось в компанию ICL Services, с помощью которой начало внедрять ERP-систему Microsoft Dynamics AX. Предполагается, что создаваемая единая информационная база поможет компании четко регламентировать бизнес-процессы и безошибочно выполнять план производства.

ERP-система — на замену укрупненному планированию

Поводом для внедрения ERP-системы на машиностроительном заводе послужило изменение рыночной ситуации: раньше предприятие поставляло небольшой ассортимент продукции и планировало загрузку помесячно. Такая методика не подходит для тех случаев, когда продукцию собирают позаказно.

Кроме того, заказчик использовал ряд технологически устаревших систем, которые было сложно поддерживать. Для расчета потребности покупных материалов использовалась самописная система, не учитывающая таких параметров планирования, как складские остатки, размеры партий, длительности циклов изготовления и закупки и т.д. Отдельные решения были реализованы для заявок на покупку, разрешений на замену и других рабочих процессов.

Отсутствие единой интегрированной системы и невозможность получить своевременную и точную информацию приводили к росту неликвидных запасов, недостатку комплектующих при сборке изделий, простою мощностей и другим проблемам.

 

 

От производственного учета до управления качеством

Внедрение ERP-системы стало шагом к созданию единой информационной базы и реорганизации системы планирования производства. В качестве подрядчика предприятие выбрало ICL Services — одну из ведущих ИТ-сервисных компаний мира, имеющих подтвержденную Microsoft компетенцию в части внедрения Microsoft Dynamics AX  (Axapta) на машиностроительных предприятиях.

ICL Services внедрило на заводе ERP-систему Microsoft Dynamics AX 2012 в следующих бизнес-процессах:

  • подготовка производства, формирование нормативно-справочной информации, управление конструкторско-технологической информацией;
  • оперативный производственный учет;
  • управление заказами и отгрузка готовой продукции;
  • управление запасами, складской учет;
  • техническое обслуживание и ремонт;
  • управление закупками;
  • планирование производственной деятельности;
  • калькулирование прямой себестоимости изделий и учет прямых затрат на производство;
  • управление качеством.

Выбор Microsoft Dynamics AX 2012 обусловлен тем, что эта система способна закрыть большинство потребностей заказчика стандартной функциональностью. Кроме того, заказчик в дальнейшем сможет легко поддерживать ее силами собственных разработчиков.

 

 

Более 200 модификаций под требования производства

При внедрении ERP-системы было важно актуализировать нормативно-справочную информацию и наладить эффективное взаимодействие между всеми службами предприятия.

Заказчик сформировал управляющий комитет из 7 человек, которые принимали ключевые решения по проекту; всего в состав рабочей группы входили 28 специалистов. В команде ICL Services были задействованы консультанты, разработчики и системный администратор.

На первом этапе специалисты ICL Services проанализировали бизнес-процессы предприятия и сформировали функциональные требования к интегрированной информационной системе управления предприятием.

По всем охваченным внедрением процессам созданы функциональные дизайны, сформированы реестры необходимых модификаций и альбомы отчетных форм.

ICL Services предложила преднастроенное решение, которое покрывало основные требования машиностроительного предприятия. По проекту внедрено более 200 модификаций, так как не все требования заказчика покрывались даже функциональностью преднастроенного решения. Например, одним из таких требований была необходимость отгрузки готовой продукции частями.

«Некоторая продукция предприятия очень большая по размеру — изделие может отгружаться в разобранном виде частями, причем иногда с разрывом в несколько месяцев. На каждую отгрузку требуется свой комплект отгрузочных документов, что не обеспечивается стандартным функционалом системы. Модификация функционала позволяет выполнять формирование отгрузочных документов в системе, что сокращает время на ввод данных и дает возможность отслеживать информацию», — рассказывает системный аналитик ICL Services Елена Анисимова.

На этапе разработки по каждому процессу были предварительно испытаны модификации. При развертывании системы заказчик получил инструменты по миграции, с помощью которых загрузил требуемые данные.

Параллельное развертывание очередей

Бизнес-процессы внедрялись в несколько очередей. В первую очередь внедрялись процессы по формированию нормативных и технологических документов и оперативному производственному учету. Позже — по управлению заказами и отгрузке, складскому учету и управлению запасами, техобслуживанию, управлению закупками, планированию производственной деятельности и расчету себестоимости.

«Мы были вынуждены внедрять функционал, требования к которому могли уточняться и меняться с учетом решений по процессам следующей очереди, одновременно шла работа по нескольким этапам внедрения: например, одновременно с опытной эксплуатацией процессов первой очереди шло развертывание процессов второй очереди и разработка процессов третьей. Учитывая, что процессы и ответственные за них сотрудники пересекаются, это создавало организационные сложности», — рассказывает Марат Шамсутдинов, руководитель проекта со стороны ICL Services.

По каждому процессу ICL Services подготовила для пользователей ролевые инструкции и провела обучающие курсы, в том числе и по разработке в Microsoft Dynamics AX 2012.

Позже прошли тестовые прогоны по каждому процессу и сквозной прогон всех процессов. Сейчас ERP-система, которую используют больше ста работников, находится в опытной эксплуатации: ICL Services корректирует инструкции, собирает и исправляет замечания, консультирует пользователей.

В третью очередь на предприятии будут внедряться процессы по управлению качеством и сервисным обслуживанием, а также пройдет интеграция с системами 1С:ЗУП и 1С:УПП.

Полный контроль бизнес-процессов

Создание единой информационной базы улучшит информационное обеспечение линейных руководителей и снизит вероятность принятия ошибочных управленческих решений.

Внедрение системы на заводе поможет снизить затраты и издержки на производство, повысить уровень квалификации персонала и технологической дисциплины, а также удовлетворенность потребителя качеством продукции.

После окончательного внедрения ERP-системы заказчик сможет лучше прогнозировать план производства с учетом складских остатков, сроков закупок и изготовления, данных об ожидаемых приходах и расходах и других показателей.

Система позволит:

  • видеть остатки на складах и информацию о незавершенном производстве в режиме реального времени;
  • отслеживать выполнение производственных заказов;
  • анализировать причины отставания по срокам;
  • формировать оперативные документы и отчеты из системы, а не вручную;
  • исключить дублирование данных благодаря единой системе.

Благодаря внедрению Axapta бизнес-процессы заказчика станут более прозрачными и четко регламентированными, уменьшится количество ошибок и улучшится взаимодействие между различными подразделениями предприятия.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: внедрение, ICL Services