Пейджеры фактически исчезли из массового оборота, как в свое время исчезли динозавры и гигантские папоротники, подготовив почву для новых видов. Сейчас практически невозможно встретить собеседника, который оставлял бы в качестве контактной информации номер своего пейджера. Но при этом, представьте, как телекоммуникационный бизнес пейджинг пока жив. За последние несколько лет он лишь ощутимо "съежился" - точно так же, как воздушный шарик от встречи с иголкой. Из 15 самостоятельных пейджинговых компаний, действовавших в Петербурге в 2001 году, к маю нынешнего на рынке осталось всего четыре игрока. Самые слабые компании либо давным-давно исчезли вообще ("Компас Телеком"), либо перепрофилировались (ВВG Communications), либо слились с лидерами рынка ("ПейджерКом").
Данная тенденция стала доминантной: в последнее время на телеком-рынке Санкт-Петербурга продолжается консолидация пейджинговых компаний. Например, в мае 2003 г. старейший пейджинговый оператор «Малтитон-Далс» закрыл свою операторскую службу и перевел своих абонентов на обслуживание в операторскую службу другой пейджинговой компании - «ПТ-Пейдж». А осенью 2003 г. завершилось длившееся более полутора лет (с конца 2001 г.) объединение двух лидеров рынка пейджинговой связи - компании «Пейджнет»(торговая марка «Экском») и «Неда» (торговая марка Neda Paging). Объединение – это, конечно, вынужденная мера стагнирующего рынка. Все увеличивающиеся в размерах сотовые операторы могут разве что в страшном сне увидеть объединение с заклятыми друзьями по бизнесу.
Эксперт по телекоммуникациям Ярослав Прокопович ("НеваЛайн") уверен, что в будущем объединение пейджинговых компаний продолжится. "Для снижения внутренних издержек в первую очередь может произойти объединение операторских служб с сохранением всех действующих на данный момент номеров операторских служб, включая семизначные номера Neda Paging. Это может быть достигнуто за счет переадресации всех входящих вызовов в одну операторскую службу, в которой операторы в зависимости от входящего номера будут обслуживать абонентов то одной, то другой пейджинговой компании. Не исключено, что также произойдет объединение радиопередающих сетей. Все работающие на рынке компании используют аналоговый стандарт POCSAG. Коммерческую эксплуатацию сети на основе более современного стандарта FLEX (наряду с POCSAG) осуществляла только компания «Фул Край Нева» (FCN)" – заявил он.
Пока на рынке Петербурга присутствуют три объединения (сформированные в 2002 году «ПТ-Пейдж – Малтитон Далс» и «Вессолинк-Экспресс», только-только народившееся «Экском-Неда») и одна самостоятельно действующая пейджинговая компания ("Фул Край Нева", торговая марка FCN). Среди них тоже есть свои "гиганты" и "карлики". С сильным отрывом от конкурентов на рынке доминирует объединение “Экском-Неда”, которое в целом занимает 70% городского рынка пейджинговой связи. По 12% рынка имеют объединения “Вессолинк-Экспресс” и “ПТ-Пейдж – Малтитон-Далс”. FCN занимает 6% рынка. Кого же они обслуживают? По информации самих пейджинговых компаний, современными пользователями пейджинговой связи в Петербурге являются подростки и корпоративные клиенты. По состоянию на май этого года, емкость рынка составляет 25-30 тысяч абонентов, что приблизительно составляет $180 тыс. в месяц.
Жить, чтобы выжить
Однако и сейчас абонентов становится все меньше и меньше - под давлением сотовых операторов емкость рынка пейджинговых услуг постепенно, но неуклонно снижается. Поэтому пейджинговые компании стараются диверсифицировать свою деятельность. За счет доходов от пейджинговых услуг операторы развивают такие новые направления, как IP-телефония, салоны сотовой связи, справочная служба, услуги call-центра.
Хорошим дополнением к бизнесу пейджинговых компаний еще недавно являлось развитие салонов сотовой связи. Бум на рынке услуг мобильной телефонии подстегнул доходы владельцев салонов сотовой связи. Но "сладкая" тема довольно быстро себя исчерпала. Снижение уровня маржи на этом рынке в результате жесткой ценовой войны между гигантскими сетями салонов сотовой связи "выдавливает" из бизнеса маленькие (3-5 магазинов) сети. И - заставляет пейджинговые компании искать новые источники дохода.
Логическим продолжением бизнеса пейджинговых компаний стало создание call-центров. Наиболее далеко в развитии этого вида услуг продвинулись пейджинговые компании «Экском» и «Вессолинк». Обе компании располагают "короткими" телефонными номерами (053 и 005 соответственно), что делает их предложения более интересными для пользователей услуг аутсорсинга.
Другие пейджинговые компании проводят модернизацию программно-аппаратного комплекса операторской службы. Дело это небыстрое, так как минимальная стоимость современного call-центра составляет порядка $100 тыс. (включая переоборудование операторских рабочих мест). Затраты эти, тем не менее, жизненно важны для перманентно умирающих пейджинг-операторов. На практике сall-центр – это реальный шанс для пейджинговых компаний. На базе системы приема пейджинговых сообщений операторы предоставляют своим заказчикам услуги по приему заказов на их товары и услуги, приема и обработки вызовов транспорта, обслуживание охранных сигнализаций, сбора и систематизации аналитической информации и др. Еще одним направлением диверсификации пейджингового бизнеса с помощью call-центров является организация бесплатной справочной службы.
Если операторская служба оснащена современной техникой, call-центр также может (по заказу своих клиентов, естественно) на прямых семизначных номерах организовывать «горячие линии» и телефонные опросы, (для проведения маркетинговых исследований и актуализации баз данных). Все услуги, в реализации которых требуется участие операторов-телефонисток, пейджинговые компании стараются реализовать у себя на единой технологической площадке. За счет этого достигается экономия на издержках, связанных с содержанием операторских служб, и эффект объединения нескольких направлений.
Перспективы, как всегда, неясны
Выживут ли петербургские пейджинговые компании или все-таки исчезнут окончательно? На этот вопрос у аналитиков нет ясного ответа. Ярослав Прокопович считает, что к концу 2004 - началу 2005 года можно ожидать, что на рынке Санкт-Петербурга останется одна-две пейджинговых компании.
Основным бизнесом классических в прошлом операторских пейджинговых компаний будет такая "экзотика", как предоставление услуг аутсорсинга на базе многофункционального call-центра. Не исключено, что в будущем call-центры на базе пейджинговых компаний начнут предоставлять услуги на базе федеральных номеров с кодом 800 (бесплатный звонок) и 809 (платные информационные услуги) и станут контент-провайдерами платных услуг для абонентов сотовых сетей (мелодии, игры, развлекательные услуги) по всей России. В этом им помогут большой опыт интегральной передачи пейджинговых сообщений с SMS-сообщениями и электронной почтой, а также наличие партнерских отношений с пейджинговыми компаниями в других регионах.
Другой вариант развития событий (абсолютно маловероятный на практике, но вполне возможный в теории) – это скорое и массовое возрождение былого интереса к пейджингу как личному телекоммуникационному каналу современного жителя большого города. Плюсы пейджинга даже на фоне буйно цветущей сотовой связи остаются такими же убедительными – скрытость ношения и получения сообщений, отсутствие необходимости часто менять пейджер из-за технической эволюции принимающих устройств, возможность не отвечать на полученное сообщение, "мужественный" имидж пейджинговой связи (ею постоянно пользуются спасатели, врачи неотложных служб, секьюрити, телерепортеры, оперативные розыскные службы). Возможно также и совсем невозможное, а именно: потребители услуг связи все-таки поймут, что пейджер – это не альтернатива сотовому телефону, а сотовый телефон – не альтернатива пейджеру. Два совершенно разных вида связи, каждый со своими плюсами и минусами, могут дополнять друг друга и вместе давать синергетический эффект, максимально увеличивать коммуникативные возможности своего владельца. Ведь так, собственно, и происходит во всем мире: гиганты сотовой телефонии подключили уже всех, исключая разве что младенцев-грудничков, а пейджинг как существовал, так и существует. Особенно это показательно на примере США. При том что здесь уровень проникновения сотовой связи перешагнул невозможные 94%, активных пейджинговых абонентов в стране насчитывается более 15 миллионов. Нюанс заключается лишь в том, что в США между волнами массового распространением пейджеров и сотовых телефонов прошло 14 лет, и пейджеры смогли успеть укорениться в повседневной жизни населения страны, а в России этот же период "проникновения" составил всего четыре–пять лет (1994 - 1999). После него сразу началась "сотовая" революция, во многом предопределившая закат "пейджинговой".