Думаю, что никто со мной не станет спорить, если я скажу, что скандал с появлением в выдаче Яндекса sms с сайта - самый яркий и нажористый минимум за последний квартал, и по нескольким причинам. Во -первых, столкнули лбами двух тяжеловесов, но не конкурентов и получилась практически битва слона с китом. Во-вторых, как в хорошем романе, в ткань конфликта вплетаются все новые и новые персонажи - внешнее агентство, поддерживавшее сайт (заодно чью-то карманную живопырку засветили), Роскомнадзор, и даже Союз потребителей России. Не удивлюсь, если кто-то из дуумиврата на эту тему тоже выскажется.
Кто виноват?
Несмотря на оживленную полемику между Мегафоном и Яндексом на популярную издавна тему «гдебаблобля?»«Кто виноват?», ответ на него вполне очевиден, и в его формулировании я полностью солидарен с сухим остатком, выпаренным коллегой [info]arkanoid . Более того, реакция Мегафона живо напомнила мне события давно минувших студенческих дней, когда один из моих приятелей, рассматривая на утро после веселой попойки свою обфоршмаченную парадную рубашку, причитал: «нет, это не я; я не мог так на себя наблевать... это ХХХ на меня наблевал...»
Более того, отдельной хулы заслуживает поведение мегафоновской ПР-команды нового поколения, которая металась от версии к версии, аки говно цветок в проруби. Про такую девиантность поведения при Марине Белашевой даже и помыслить было невозможно.
Кто постарался?
Второй вопрос, который муссируется в Сети - Qui prodest?, сиречь - «В чьих интересах?». Частично этот вопрос разобрали коллеги из telecomblog.ru. Начнем с их версий.
Месть сотрудника (или подрядчика). Реалистично, но есть много «но». Самое главное «но» - все заходы в консоль логированы, вычислить человека, даже если он ходил под чужим логином - сложная, но решаемая задача.
Происки конкурентов - Нууу, чисто теоретически отметать эту версию с ходу не стоит, тем более, что был сделан отвлекающий маневр с prm.ru.
Разборки Потанина с Усмановым ( самая вероятная с точки зрения коллег) - Вот ее я отметаю сразу - не тот уровень, это все равно как обитатели Рублевки поджигали бы газету «Ведомости» во вражеском почтовом ящике.
Но у меня есть еще пара версий.
Шантаж и вымогательство ( неудавшееся) - кинематографичная версия, но все же малореальная: угроза должна была бы быть озвучена, и , теоретически - предотвращена еще до утечки.
Ужесточение закона о персональных данных - закон в новой, более жесткой редакции передан на подпись президенту. Если он вступит в силу, многие смогут на этом заработать, и, в том числе - государевы люди. Влияние произошедшего с Мегафоном на информационное пространство вокруг закона подметили коллеги из Comnews, но, им в голову не пришло предположить, что это может быть частью комбинации по проталкиванию изменений в закон через последний барьер, особенно на фоне того, что больше всех возмущаются изменениями как раз сотовые операторы. На фоне этой версии, кстати, вполне логично выглядит и не по-фински быстрая реакция на происшедшее Роскомнадзора, в чем он ранее не был замечен ни разу.
В общем - есть версии на любой вкус, которая из них верная - мы если и узнаем, то очень нескоро.