– Максим, по вашим наблюдениям, насколько изменились в 2020 году внутренние коммуникации, отношения, как повлияла пандемия на командный дух компании?
– В нашей компании работа изначально была выстроена в гибком формате. У нас есть офисы в Москве и Екатеринбурге, представительство в Лондоне и распределенные команды, которые работают удаленно из разных точек России и мира. Сотрудники выбирают тот диапазон времени, когда им комфортнее работать. Конечно, с переходом в такой режим 100 % сотрудников и всех коммуникаций в online only были некоторые сложные моменты. Появилась возможность коммуницировать почти непрерывно, у многих календари стали работать в формате «встреча/встреча/встреча», тогда как в действительности такое количество звонков попросту не нужно. Но в целом для нашей компании результат однозначно положительный: скорость работы и ее результативность улучшились.
Генеральный директор компании ABC Solutions и сооснователь технологической платформы Goodt (входит в группу компаний ЛАНИТ) Максим Рябов
– Изменились ли бизнес-процессы в вашей компании?
– Если бы ИТ-бизнес существовал как некая замкнутая экосистема, вероятно, с пандемией для него изменилось бы не многое. Но, конечно, бизнес-процессы ИТ-компаний не могли не подвергнуться изменениям, потому что крупные изменения произошли бизнесе их заказчиков. Ограничение возможности проводить личные встречи с клиентами и тот факт, что их инфраструктура не позволила сразу перевести все процессы в удаленный режим, повлияли и на нашу работу. В некотором смысле мы выступили как центр экспертизы для заказчиков, вовлекая их в работу в новых стандартах. Например, этим летом один из крупных клиентов за несколько дней до того, как мы должны были выходить в тест, начал массово уходить на удаленную работу. Нам пришлось моментально перестроиться, и мы провели функциональное тестирование в удаленном режиме через дистанционные семинары и массу специально придуманных мероприятий для тысяч пользователей, которые до этого никогда не работали на удаленке.
– Остались ли прежними пул клиентов и схемы получения дохода?
– Мы работаем в корпоративном сегменте и с розничным бизнесом. С точки зрения продуктов, у корпоративных клиентов мы видим огромный интерес к программным приложениям из категории productivity, которые решают задачи повышения эффективности удаленной коммуникации, контроль рабочих процессов, создание удаленных рабочих мест. Это целая огромная ниша, связанная со средствами удаленной работы. Так как это зона нашей экспертизы, для нас это дополнительный бонус.
Значительная доля ритейл-бизнеса во время пандемии встала на паузу, некоторые клиенты вынужденно приостановили проекты, это повлияло на процессы закрытия работ. Но в «традиционном» ритейле происходят большие изменения. Оффлайн-ритейлеры продолжают развивать бизнес, но по-новому: создают «дарксторы», магазины без сотрудников и нуждаются в технологиях, которые помогут им стать более гибкими, быстрее адаптироваться к изменениям. Например, это биржи смен для оптимального распределения персонала под задачи в меняющихся условиях, решения для удобной работы с аутстафферами. То, что в условиях пандемии позволяет выстроить внутри такую модель, чтобы сократить расходы на ФОТ, с одной стороны, с другой - поддерживать необходимый уровень сервиса.
– Какие ваши предположения насчет дальнейшего развития событий?
– В части организации работы и коммуникаций след, который оставят за собой события этого года, не будет носить характер временных. Ни ИТ-компании, ни их заказчики не вернутся полностью к старому формату. Пандемия позволила ощутить что-то новое, и многим это понравилось. Крупные проектные офисы заказчиков уже начали перестраиваться. Думаю, к следующим сюрпризам, которые может преподнести бизнесу пандемия, и ИТ-компании, и их заказчики будут готовы уже лучше. Появятся специализированные решения, которые помогут быстрее реагировать на новые вызовы. За 2021 год новые виды взаимодействия сложатся окончательно и станут привычными. Мы перейдем на следующий этап, где установятся правила, которые позволят сделать такие форматы еще более удобными, эффективными и быстрыми.
– Большое спасибо за беседу!