- Андрей, какое место в бизнесе ФОРС занимает направление информатизации госсектора? Как со временем менялись задачи, категории заказчиков?
- Исторически сложилось так, что именно государственные организации стали для нас главным заказчиком. Так было с момента основания нашей компании в 1991 году. Доля направления информатизации в госсекторе в выручке неизменно составляет 60-70 %. Мы работаем и с региональными, и с муниципальными органами власти, но наибольшую долю приносят проекты на федеральном уровне. Конечно, со временем задачи менялись. Еще до принятия программы «Электронного правительства» в стране почти десять лет тому назад ФОРС уже занимался разработкой и внедрением систем межведомственного электронного взаимодействия. Таким проектом, к примеру, было создание системы «Одного окна» сначала в столице, а потом и в регионах в рамках программ административной реформы. И этот наш опыт лег в основу разработанного позже готового решения для формирования компонентов электронного правительства на федеральном и региональном уровнях.
Руководитель департамента по работе с госсектором компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Андрей Бурин
И это лишь одно из направлений деятельности нашей компании, так как разработкой специализированных транзакционных и информационно-аналитических систем по заказу крупнейших федеральных заказчиков мы занимались всегда. Постепенно наращивалась экспертиза, накапливался опыт, рос объем этого направления бизнеса. И сейчас ФОРС входит в ТОП-5 российских поставщиков услуг для госсектора по данным ведущих аналитических агентств.
- Назовите наиболее знаковые проекты за последние несколько лет. Какие регионы и федеральные ведомства можно выделить особо?
- Одним из наших крупнейших госзаказчиков является ДИТ г. Москвы, по заказу которого были выполнены десятки проектов в рамках федеральной программы «Умный город» - по благоустройству городской среды, управлению городским хозяйством и так далее. А по заказу правительства Московской области в прошлом году была разработана и запущена система контроля и планирования работ в сфере дорожной инфраструктуры, которая существенно повысила прозрачность расходования бюджетных средств и обеспечила постоянный мониторинг выполнения работ подрядчиками. Полученный опыт был взят на вооружение и другими регионами - к примеру, в Тульской области, где совсем недавно мы завершили проект по запуску в опытную эксплуатацию похожей системы управления дорожным хозяйством. В настоящее время заказчиком продолжается активная работа по наполнению её данными.
Другой регион, с которым мы активно сотрудничаем – это ХМАО-Югра, где был выполнен целый комплекс проектов - от информационного обеспечения реализации окружной программы административной реформы до разработки целого ряда региональных информационных систем. Регион начал активную деятельность по переводу своей инфраструктуры на СПО, в том числе СУБД PostgreSQL, в чем мы ему также помогаем.
Среди других заказчиков можно назвать ФНС России, Федеральное казначейство, Роскосмос, Ростех, Росрыболовство. Во всех указанных ведомствах велись, либо ведутся проекты по развитию и эксплуатации больших транзакционных или информационно-аналитических систем.
Также наша компания активно участвует в различных рабочих группах и согласительных органах, созданных в целях реализации нацпрограммы «Цифровая экономика», где наши эксперты делятся своим опытом, наработками и предложениями, которые зачастую получают самые высокие оценки.
- Изменилась ли роль государства в развитии российской ИТ-индустрии в последнее время?
- Роль государства на рынке ИТ в России всегда была очень весомой. В последние годы она усилилась еще больше. Причем государство в лице федеральных и региональных органов власти выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, оно выступает в качестве регулятора законодательных норм и требований. Так было всегда.
Во-вторых, оно инициирует принятие важнейших для отрасли национальных стратегических программ – таких как «Цифровая экономика», назначает ответственных лиц за реализацию отдельных её направлений, разрабатывает дорожные карты, определяет цели и задачи развития.
В-третьих, государство является крупнейшим для индустрии заказчиком, причем объем заказов всё время растёт.
И, наконец, государство само выступает игроком на этом рынке, создавая собственные корпорации, либо привлекая к сотрудничеству сторонние компании в форме государственно-частного партнерства. Накопив определенный опыт, они становятся поставщиками ИТ-услуг, принимают активное участие в конкурсах, на равных конкурируя с частными ИТ-компаниями. Конечно, это усиливает давление на рынок.
- Какие ИТ-потребности государственных организаций можно, на ваш взгляд, назвать ключевыми на сегодняшний день?
- Все ключевые потребности государственных органов власти в той или иной форме связаны с данными - с обеспечением их доступности, достоверности, полноты, открытости, оперативности получения, удобства работы, безопасности, исключения дублирования и так далее. Сбор, идентификация, нормализация, обмен, хранение и анализ данных – это важнейшие процессы, которые должны обеспечить ИТ и которые постоянно совершенствуются.
Государство заинтересовано в использовании больших данных, которые не только содержатся и обрабатываются в федеральных и региональных ИС, но и которыми располагают коммерческие компании - например, операторы связи, крупные ритейлеры, финансовые, страховые и логистические компании. Ведь на их основе могут и должны развиваться проекты в области образования, здравоохранения, транспорта - такие как «Умный и безопасный город», «Жилье и городская среда» и многие другие, что запланированы к реализации в рамках федеральной и региональных программ по цифровизации.
Поэтому мы считаем очень важным утверждение концепции создания и функционирования национальной системы управления данными. В скором времени планируется проведение эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД.
Другая объективно существующая потребность – это помощь в обоснованном выборе платформы при переходе с проприетарных, зачастую иностранных платформ, на свободно-распространяемое или отечественное ПО. От исполнителя проекта в таких случаях ждут грамотной консультации, глубоких технологических знаний и экспертной оценки существующих на рынке предложений. Кроме того, часто прикладные системы требуют серьезной доработки и оптимизации для переноса их в другую среду, что мы тоже помогаем делать.
- Какие события последнего времени определили развитие ИТ в госсекторе?
- Можно перечислить несколько таких событий. Среди них - намерение создать единые формализованные технологические требования к архитектуре, разработке и внедрению информационных систем, использующихся органами власти. Инициатором выступает Минкомсвязи России. Задача состоит в том, чтобы создать условия для объединения всех государственных информационных систем и более эффективного использования накопленных данных, сокращения затрат на разработку и эксплуатацию ПО, а также ведения единой политики в этой сфере.
Достигнут очередной этап в ходе импортозамещения. Везде, где это возможно, рассматриваются варианты миграции с проприетарных иностранных платформ на СПО либо проприетарные отечественные решения. А все новые проекты уже ориентированы на использование технологий и платформ с открытым программным кодом. Мы активно занимаемся такого рода проектами и видим растущий спрос на рынке.
Выходят на новый уровень проекты, обеспечивающие реализацию Закона о персональных данных, что особенно важно в условиях, когда всё более широкое распространение получают технологии Интернета вещей и больших данных, а значит – растут требования к их защите и безопасности.
Также важными событиями стали не только утверждение концепции создания государственной единой облачной платформы (ГЕОП), но и практические шаги по организации работ в этом направлении, включающие разработку технических проектов по миграции в ГЕОП и перевод на типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего (ТАРМ). Данные проекты запустило Министерство цифрового развития в рамках реализации нацпрограммы «Цифровая экономика». Это говорит о том, что в правительстве задумались о типизации требований не только на уровне прикладного ПО, но и на уровне всей инфраструктуры. Планируется поэтапно переводить информационные системы органов власти в государственное облако и на типовые АРМы, а первый и реальный эксперимент в этой области планируют начать уже в 2020 году.
- На какие услуги у госзаказчиков сейчас наибольший спрос? Есть ли у вас готовые решения для этой категории заказчиков?
- Наибольший спрос наблюдается на услуги развития и поддержки информационных систем. К слову, в этом году ФОРС стал лидером в этом сегменте, заняв по результатам исследования IDC российского рынка ИТ-услуг 1-ое место по объему выручки от услуг по установке и поддержке ПО (см. новость раздела «ФОРС» от 25 октября 2019 г.). Наша служба внедрения и технической поддержки предлагает расширенное «ФОРСированное» сопровождение разработанного прикладного программного обеспечения уже не только на проприетарных платформах, но и другом ПО, включая PostgresSQL. Поддержку разработанных нами заказных информационных систем мы готовы обеспечить в любом режиме - вплоть до 24х7х365.
Сертификаты, полученные ФОРС по итогам исследования IDC Competitive Profiles and 2018 Analysis of Leading IT Services Players in Russia
Мы видим, как растет спрос на сложные, комплексные услуги по сопровождению и развитию информационных систем – технологический консалтинг, миграцию, оптимизацию, комплексное обследование программно-аппаратных комплексов и помощь в выборе платформы на СПО.
Сопровождение заказных систем – одна из ключевых компетенций ФОРС
Традиционно мы сильны в разработке заказных систем, входя в топ-10 ведущих разработчиков ПО согласно итогам того же исследования IDC. И, пожалуй, ни один проект не обходится без интеграционной составляющей и консалтинговых услуг – причём, чем проект сложнее, тем их доля весомее.
Но при всём при этом растёт востребованность готовых тиражируемых решений, представляющих собой сегодня полноценные цифровые платформы. Мы огромное внимание уделяем их разработке. Среди них можно назвать АИС «Инспекцию», АИС «Рекорд», «Управление закупками», системы и компоненты для управления данными и процессами, а также решения в области телемедицины и спорта – SmartSport, REMSMED и EMMAREHA.
Решения ФОРС для цифрового здравоохранения и спорта
- Ваши экспертные прогнозы относительно развития рынка ИТ в госсекторе, видение места и роли вашей компании на нем.
- Надеемся, что позиции нашей компании на этом рынке будут укрепляться. Все необходимые условия для этого есть – сложившийся пул заказчиков, уровень компетенций наших специалистов, ресурсы и возможности. Объем госзаказа продолжает расти, определены цели и задачи, заданы основные направления развития, утверждены дорожные карты. Национальная программа «Цифровая экономика» и курс на импортозамещение задали тренд на несколько лет вперед, и полагаем, именно ИТ станут главным драйвером оживления всей деловой активности в стране, повышения эффективности труда и экономики в целом.
- Большое спасибо за беседу!