В частности, в технопарке проводятся различные мероприятия — конференции и «Деловые завтраки», направленные на оптимизацию бизнеса и расширение партнерских отношений между арендаторами бизнес-центра. Одно из последних, к примеру, - «Деловой завтрак» с консалдинговой компанией Accountor, о котором SpbIT.ru писал в материале от 01.10.2014.
С момента основания компании ООО «Технополис-Санкт-Петербург» в 2006 году ее руководителем является Питер Коучмэн. Сегодня Питер согласился уделить несколько минут ответам на вопросы корреспондента SpbIT.ru. Речь зашла об итогах уходящего года, новых сервисах «Технополиса» и непростой ситуации в российской экономике.
Первый вопрос — традиционный для декабря: с какими результатами «Технополис-Пулково» заканчивает уходящий год?
– Результаты хорошие: EBITDA, доходность, выручка — всё это растет, мы развиваемся в рамках бюджета. Согласно планам, сдана и уже заселена вторая очередь (второе здание бизнес-центра площадью 20 350 кв. м. - прим. ред.). Теперь бизнес-центр заполнен более чем на 90%. Я считаю, что это большое достижение всего нашего коллектива.
Произошли ли изменения в составе арендаторов за этот год?
– Конечно, произошли. Экономический спад вносит свои коррективы. Но - в то время, как одни компании сокращают свои офисы, другие расширяются. Поэтому, хотя движение в «Технополисе» происходит в обеих очередях, оно не оказывает влияния на общий результат. Есть в этом и такой неочевидный плюс: пока одни уезжают, а другие въезжают, мы успеваем сделать на этой площади ремонт.
Здания заполнены более чем на 90% - соответственно, теперь нужно расширяться за счет сервисов, этому во всей группе компаний Technopolis уделяется большое внимание. В Пулково, например, с 1 марта 2015 года будет запущен веб-сервис My Technopolis, уже действует услуга по дизайну офиса WorkPlace Design, пользуется популярностью аренда рабочего места Business Lounge. Также мы проводим регулярные мероприятия форматов Business breakfast, Meet your neighbors. Мы даже сделали небольшую игровую зону, где сотрудники арендаторов могут отдохнуть и повысить тонус. (Подробнее о сервисах «Технополиса» - см. материал раздела «Технополис Инновации» от 10.12.2014 - прим. ред.).
Что происходит на рынке коммерческой недвижимости Петербурга и как Технополису удается выдерживать планку европейского поставщика услуг?
– Возможно, кто-то сегодня испытывает кризис, но у нас дела обстоят нормально. Почему? Если взять, например, новую компанию из Финляндии, Штатов, Москвы, которая хочет обосноваться в Петербурге, - они начинают разъезжать по городу, искать помещение. На первый взгляд, предложений много, но потом оказывается, что вариантов, в общем-то, и нет, потому что только два-три бизнес-центра соответствуют более-менее требовательным запросам. Один из них, к счастью, - «Технополис».
Я не говорю о специфических местах, как «Дом Зингера» на Невском и т. п., которые находятся совершенно не в нашей лиге по расположению, стоимости аренды, комфорту, инженерной системе. Таких зданий, как и людей, там работающих, не так много. В нашей же лиге, где предлагаются большие площади, но при этом соблюдаются повышенные требования к инженерным системам, качеству обслуживания и т. д. - мы одни из лидеров.
Оправдались ли ваши ставки на высокотехнологичные компании – не только ИТ, но и Schneider Electric, например?
– Если говорить об исключительно высокотехнологичных компаниях, то есть ИТ-компаниях, то ставка не оправдалась: у многих длинные контракты и обязательства... Кроме того, сам ИТ-персонал специфичный - довольно редкий, дорогой и, соответственно, капризный. Оказывается, некоторые специалисты вправе отказаться переезжать в здание, расположенное далее, чем в 5-минутной пешей доступности от метро.
Тем не менее, мы предоставляем очень хорошие условия для персонала - и на этой волне «выстрелили» компании скорее не высокотехнологичные, а высокоинтеллектуальные. К ним можно отнести и упомянутую выше Schneider Electric.
Расскажите, пожалуйста, о новых очередях «Технополиса» - второй, третьей...
– 29 августа 2013 года мы получили разрешение на ввод второй очереди, а 22 октября зарегистрировали собственность. Как я уже говорил, она уже почти целиком заселена.
Во втором здании у нас располагаются, в частности, даже госструктуры или структуры с большим государственным участием — такие, как «Аэрофлот», «Росавтодор», ГУ «Управление заказчика» Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга. Каждая из этих компаний занимает больше или около тысячи квадратных метров. Очевидно, что компании с государственным участием тоже готовы арендовать у нас качественные помещения. Мы этому очень рады, а что будет дальше — покажет время.
Третья очередь пока в замороженном состоянии. У нас уже есть проект и разрешение на строительство третьего здания. Но сейчас совет директоров ГК и инвесторы не принимают окончательного решения о строительстве в связи с высокой неопределенностью финансовых прогнозов. Всего же мы планировали построить четыре очереди — то есть осталось еще столько же, сколько уже построили. Сейчас 43000 кв. м., будет еще приблизительно 35000.
Интересно Ваше мнение о текущей ситуации в стране. Скоро ли найдется выход из кризиса? Как такое положение влияет на ваш бизнес и бизнес ваших арендаторов?
– На самом деле, состояние государства и его экономики характеризуется в первую очередь не внутренним положением, а реакцией на внешние раздражители. Сейчас эта реакция достаточно серьезная. Государства борются за рынки сбыта, одни проявляют агрессию, другие уступают... Что будет дальше, предугадать тяжело. Падение курса рубля - с точки зрения обывателя это кризис, потому что нам теперь стоит дороже съездить куда-нибудь отдохнуть. А с точки зрения государства это может быть и благом. Финансовое же состояние всех без исключения компаний зависит от того, насколько они смогли предусмотреть грядущие потери. Ведь в 2008 тоже был кризис —и в итоге бизнес вышел на новый уровень.
Какие настроения царят сейчас среди ваших коллег по бизнесу и арендаторов?
– Новогодние!..