Как бы то ни было, любой бизнес стремится к тому, чтобы поддерживать максимально высокое качество предоставляемых услуг и при этом сохранять контроль за издержками на привлечение и удержание клиентов.
Можно выделить три области применения данных технологий, которые могут помочь в управлении клиентским опытом на основе данных:
Руководитель направления Data Science RAMAX Group Александр Борисов
Фото: RAMAX Group
Всего существует несколько главных этапов внедрения. Первый из них — это правильная формулировка бизнес-задачи. Совместно с руководителем аналитик данных определяет ключевые бизнес-метрики, от которых зависит решение, а также их пороговые и нормальные значения. Таким образом определяются основные вводные для дальнейшей работы с данными.
Второй шаг — это работа с исходными данными. На данном этапе формируются источники, определяется их качество, определяется путь преобразования данных в нужный формат. Кроме того, выявляется периодичность обновления данных и в результате формируется логическая схема данных.
Далее необходимо создать аналитическую модель принятия решений. Для этого аналитик должен определить взаимосвязи между принятыми в данном периоде решениями. В случае, если они неявные или данных слишком много, дата-сайентист строит модель принятия решения на основе машинного обучения. В обоих случаях тестирование проводится на базе исторических данных.
И, наконец, создается специальная инфраструктура, в которую включаются различные модули (дашборды, отчеты). Если же инфраструктура уже была создана ранее, то встраивание в нее модулей для управления качеством данных становится главным процессом.
В целом, многое зависит от того, какого качества были исходные данные. Также важно учитывать, были ли допущены ошибки во время преобразования и вычисления метрик. То есть, другими словами, это вопрос доверия именно к системе управления данными (Data Governance) и корректности тестирования функционала аналитической системы. Если исходные данные были высокого качества и не было допущено ошибок в дальнейших процессах, вы можете полностью доверять конечным рекомендациям.
Конечно, в первую очередь речь идет о регулируемых отраслях. Это, например, финансы и страхование. Ведь именно в этих отраслях можно не только упустить выгоду, но и получить штраф от регулятора.
В качестве примера могут служить методики оценки надежности заемщика при кредитовании или формирование страховых тарифов, а также формирование резервов на возможные потери.
Объем данных о клиенте и взаимодействии с ним часто бывает просто огромным. Однако проблема нередко заключается в неспособности бизнеса эффективно собрать, а потом использовать эту информацию. В целом, это происходит оттого, что данные хранятся разрозненно и имеют разную периодичность обновления. В результате компания не способна не только корректно взаимодействовать с клиентом, но и отслеживать в целом уровень эффективности взаимодействия.
Одним из решений может стать Data Lake, ключ к которому — это Единый профиль клиента. В самом профиле собирается и хранится вся информация о клиенте, включая идентификаторы. А вот в «озере данных» — только идентификатор. Таким образом обеспечивается безопасность информации о клиенте и в то же время все его данные связываются с клиентским профилем (история покупок, записи разговоров с колл-центром и многое другое).
Далее имеющиеся данные пополняются из внешних источников, а для их выгрузки используются настроенные ETL-процедуры.
Полученный объем данных о клиентах может использоваться, например:
Например, можно рассмотреть модель для анализа клиентского пути. Говоря простым языком, она помогает понять и проанализировать поведение клиента во всех точках взаимодействия. И на основе полученных данных бизнес сможет прогнозировать дальнейшее развитие событий. Например, рассчитать вероятность продажи продукта или услуги.
К слову, такой подход является самым ценным именно для бизнеса с низкой частотностью и высоким чеком разовой покупки. Это, например, девелоперы и автобизнес.
Если говорить еще конкретнее, то, например, RAMAX Group успешно реализовала ряд масштабных проектов, которые позволили построить и анализировать клиентский путь для одной из самых крупных авиакомпаний, а также для ряда крупных девелоперов. При этом, нужно понимать, что данные технологии будут не менее эффективны и для других индустрий. В том числе, для тех, кто работает в сфере B2C.
В целом, вопрос перехода от экстенсивного к интенсивному развитию рано или поздно возникает у каждого бизнеса в этой сфере. И в этом случае внедрение рекомендательной системы может стать действительно верным решением, способным помочь в этом вопросе.
С одной стороны, бизнес будет использовать уже существующие каналы продаж и ассортимент. А с другой — компания будет находить новых клиентов, предлагая им новые релевантные товары/услуги. При этом подбираться они будут, например, на базе истории покупок со сходными параметрами.
В качестве источников данных рекомендательная система будет использовать данные о продажах, историю взаимодействия с компанией и динамические сегменты. Главные задачи в процессе внедрения — это сбор данных, их хранение, контроль качества и объединение вокруг клиента. Для реализации этих задач первым этапом часто становится внедрение Единого профиля, а вторым — разработка и пилотные запуски нескольких рекомендательных алгоритмов, основанных на машинном обучении.
Эффективность внедрения можно измерить уже на самых первых этапах. Например, проанализировав дополнительную выручку от кросс-продаж. Если система работает корректно, то бизнес существенно увеличивает продажи. При этом экономический эффект растет в зависимости от роста охвата аудитории.
Конечно, такие ограничения есть. В целом, можно отметить то, что процесс настройки и вывода на максимальную эффективность может быть достаточно долгим. Кроме того, надо понимать, что система требует постоянного контроля качества рекомендаций.
Именно поэтому так важно обращаться к профессионалам, которые уже имеют богатый опыт успешного внедрения рекомендательных систем.
Так, например, RAMAX Group разработала и внедрила систему рекомендаций перелетов для пассажиров во время сотрудничества с одной из крупнейших авиакомпаний. Кроме того, был разработан ряд дополнительных постпродажных услуг для данной авиакомпании. Эта система эффективно функционирует и развивается уже в течении многих лет, и благодаря ей миллионы клиентов получают только самые интересные для них предложения. А компания, тем временем, экономит маркетинговый бюджет на рассылки за счет повышения конверсии и получает дополнительный доход от cross-sell-услуг.
Таким образом, вы видите успешно реализованный RAMAX Group подход win-win. При этом, наглядно видно, что каждая из сторон получает максимальную выгоду от сотрудничества.
Автор: Александр Борисов, руководитель направления Data Science RAMAX Group