Внешне светло-зеленые с кремовым модели выглядят приятно. Всего трамвайных вагонов «Достоевский» ожидается 42 экземпляра. Его «литературное» название выбрано не случайно: с одной стороны, маршрут трамвая проходит через близкие писателю и героям его произведений места – Коломну. Помимо этого, правнук Федора Михайловича, Дмитрий Достоевский, в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века работал вагоновожатым.
Фото из галереи СПБ ГУП «Горэлектротранс»
Это уже не первый трамвай Петербурга в ретро-исполнении. Началось все еще в середине 2010-х годов с капитально отремонтированного вагона на базе ЛМ-68М, радовавшего петербуржцев своими непривычными по сегодняшним меркам формами. Следующим стал экскурсионный вагон ТС-76 «Стиляга», по дизайну напоминающий модель ЛМ-57, однако отличающийся особенностями кузова. Также были выпущены три вагона ЛМ-99/33, представляющие реплики с модели, называемой в народе «Американка», два из которых разъезжают по Петербургу в качестве экскурсионных, а третий отправлен в качестве подарка от города в Мариуполь.
Ключевое отличие «Достоевского» от предыдущих моделей – в том, что он производится большой партией на вагоностроительном заводе «Уралтрансмаш» (входит в «Ростех») по заказу «Горэлектротранса», а не в рамках штучного капремонта. Кроме того, трамвайный вагон только на вид винтажный, на деле же он представляет собой современный высокотехнологичный транспорт. Новые «Достоевские» состоят из трех относительно коротких сочлененных секций, оснащены двумя кабинами и могут двигаться в любую сторону.
Фото пресс-службы госкорпорации «Ростех»
На одном из окон вагона расположен большой интерактивный экран «Белые ночи», защищенный бронированным стеклом, – это разработка петербургской ГК «Современные технологии». Он не только отображает маршрут, по которому следует трамвай, но и показывает информацию о достопримечательностях, мимо которых проезжают пассажиры.
Фото из галереи СПБ ГУП «Горэлектротранс»
Центральную часть экрана занимает интерактивная карта, указывающая в реальном времени, где сейчас находится трамвай и какие достопримечательности расположены поблизости. На боковой панели те же достопримечательности расположены в виде списка, каждый пункт которого можно раскрыть, чтобы ознакомиться с ним подробно. Пользуясь вкладками по различным темам, можно узнать историю туристических объектов, что происходило в этих местах во время блокады Ленинграда, отдельные дополнительные факты, а также посмотреть экспозицию.
В нескольких местах салона установлены экраны, отображающие информацию о следующей остановке и маршруте трамвая.
Место водителя тоже оснащено по последнему слову техники. В кабине имеется система сенсорного управления, а безопасность дополнительно обеспечивается системой на основе технологий искусственного интеллекта Cognitive Tram Pilot. Например, благодаря комплексу из видеокамер, установленных на корпусе трамвая, и радара-детектора в случае внезапного появления на путях препятствия система может автоматически включить экстренное торможение.
Искусственный интеллект осуществляет контроль не только за дорогой, но и за водителем – с помощью еще одной видеокамеры и программного обеспечения, считывающего физическое состояние сидящего в кабине. Система отслеживает показатели его деятельности и при их отклонении от нормы подает сигнал оповещения – например, если считает, что водитель заснул или ему стало плохо.
Фото с сайта «Твой транспорт»
На сегодняшний день трамваи «Достоевский» ходят по маршруту №6: от улицы Кораблестроителей, пересекая станции метро «Приморская», «Василеостровская», «Спортивная», «Горьковская», «Площадь Ленина», до Финляндского вокзала.
Ретротрамваи – вовсе не единственный транспорт в Петербурге, оснащенные интеллектуальными системами. Летом 2023 года стало известно, что все новые серийные трамваи, которые будут поступать в Петербург по техзаданию «Горэлектротранса», должны быть оснащены системой активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot. В 2023 году, по планам, город должен был получить более 130 единиц такой техники.
Cognitive Tram Pilot – это одно из направлений деятельности компании Cognitive Pilot, совместного проекта Cognitive Technologies и Сбера. Система предназначена для автоматизации общественного транспортна и создания комфортной городской среды.
Как пишет в своем телеграм-канале вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин, внедрение технологий ИИ в систему управления трамваями позволило на 5-10% сократить время ожидания транспорта, оптимизировать и сделать более безопасным транспортный поток на линиях, увеличить срок службы транспортной инфраструктуры на 30-40%.