Об этом на пресс-конференции, посвященной стратегии развития беспилотных авиационных систем рассказал член комитета совета федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин. По его словам, беспилотники получили широкое распространение по многим направлениям: дистанционное зондирование Земли, сельскохозяйственный сектор, логистика. "Основные преимущества БАС (беспилотная авиационная система): снижение затрат, оперативная более высокая точность в сравнении со спутниковым мониторингом, возможность оснащения БПЛА (беспилотный летательный аппарат) дополнительными приборами, контроль и мониторинг экологической безопасности, освоение труднодоступных локаций. Это ключевые моменты стратегии", - подчеркнул Артем Шейкин.
Кроме того, сенатор рассказал о планах создания национального центра управления беспилотными системами: "После снятия запретов на применение беспилотников мы должны быть готовы начать все больше использовать БАС во всех отраслях. Разработка, производство и организация работы беспилотной авиации является одним из важнейших направлений для повышения технологического суверенитета нашей страны. Важно уже сейчас организовывать удобную и прозрачную систему полетов. Решением может стать создание национального центра управления беспилотными системами. Его принцип работы будет предусматривать проработанную организацию полетов гражданских беспилотников. Начать работу необходимо с соблюдением мер безопасности. Правительство уже поручило министерству транспорта и министерству цифрового развития рассмотреть вопрос о создании такой единой цифровой платформы. При этом работа центра должна предусматривать оперативный межведомственный информационный обмен данными по согласованию полетного задания".
Эксперт в области беспилотных авиационных систем Александр Каниовский на пресс-конференции сообщил о цифровизации отрасли: "В РФ есть достаточное количество технологий, которые помогут быстро и качественно организовывать и согласовывать полеты. Но подчеркну, что очень важно делать эти процессы максимально быстрыми и цифровыми. Мы постоянно поднимаем вопрос о том, чтобы интеграция между участниками рынка была в цифровом виде. Есть единая система организации воздушного движения. Там все регламенты проверены временем. Нужно открыть каналы для цифрового взаимодействия коммерческим компаниям, которые будут упрощать процесс согласования полетов, потому что пока зачастую заявки идут в бумажном виде".
Артем Шейкин поднял вопрос о наделении частных охранных структур правом сбивать беспилотники, чтобы защитить объекты, которые не охраняются государственными службами: "Такое право нужно предоставить в целях обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Начать стоит с проведения обучающих мероприятий для частных охранных предприятий".
Александр Каниовский привел способы борьбы с беспилотниками: "Есть несколько вариантов средств противодействия. Если мы говорим про управляемые беспилотники (с помощью пульта управления), то у них есть канал связи и средства РЭБ (радиоэлектронная борьба). Этот канал связи можно перехватить и передать управление беспилотником на оператора средства РЭБ. Если беспилотник летит без управления, системы РЭБ могут подменить системы спутниковой связи и нарушить маршрут беспилотника, чтобы он миновал защищаемые зоны. И самый примитивный способ - борьба в физическом поле. Это тот вариант, когда беспилотники можно сбивать электромагнитным импульсом, уничтожать с помощью боевого вооружения или перехватывать дронами".
Также на конференции Артем Шейкин не обошел стороной тему гражданских беспилотников. По его словам, Минтранс разработал проект постановления правительства, который регламентирует правила запуска БПЛА над городами. Документ вносит изменения в федеральные правила использования воздушного пространства и упрощает регламенты разрешений на полеты. "Мы видим, что уже есть первый результат. Безусловно, Минтранс еще будет вносить в проект корректировки. Но главное, что благодаря совместной работе совета федерации и федеральных органов исполнительной власти, мы можем двигаться дальше в направлении развития отрасли гражданских беспилотников", - пояснил Артем Шейкин.
Павел Королев