Среди них, например, сервисы "Яндекса", "Дзен", "ВКонтакте", "Одноклассники" и видеохостинг Rutube. Инициативу министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций опубликовало в предварительном тексте "Стратегии развития отрасли связи в РФ на 2024-2035 годы". Согласно документу планируемый объем трафика в РФ будет последовательно увеличиваться примерно на 25% в год.
По словам члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, в России нет обязательного "налога на трафик". "Компании самостоятельно принимают решения о заключении коммерческих договоров с операторами, законодательных обязательств в этой сфере у них нет. Решение о введении новых мер должно приниматься, конечно, очень взвешенно, ведь это - существенная статья расходов для бизнеса. Если рассматривать инициативу с точки зрения сбора оплаты с зарубежных площадок, то она выглядит вполне рационально, однако тут необходимо учитывать специфику времени", - отметил Антон Немкин.
На запрос корреспондента ComNews представители пресс-службы Минцифры ответили, что эта инициатива - еще не окончательная версия документа. "Стратегия еще разрабатывается, поэтому в текст документа в настоящий момент вносятся корректировки. Перечисленные инициативы - это предложения от рабочей группы по фиксированной связи. Они требуют обсуждения, после чего будет принято решение по их включению в итоговый документ. В июне 2023 г. мы вынесем проект стратегии на защиту перед премьер-министром. После отработки возможных замечаний проект документа представим президенту", - пояснил представитель пресс-службы Минцифры.
Также корреспондент ComNews обратился за комментариями к операторам связи (авторы инициативы совместно с Минцифры). Но представители ПАО "МТС", ПАО "Вымпелком", ПАО "МегаФон" и ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) воздержались от комментариев.
Генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий считает инициативу преждевременной: "Я не считаю, что необходимо регулировать те коммерческие отношения, которые возникают между операторами связи и контент-провайдерами, пока нет монопольного положения с той или иной стороны. Пока, на мой взгляд, ни российские операторы, ни российские контент-провайдеры не достигли такого положения, которое бы позволяло бы им диктовать условия контрагентам. Особняком стоит зарубежный сервис YouTube, но в современных геополитических условиях он вряд ли станет соблюдать любые положения, которые будут зафиксированы в рамках обсуждаемой стратегии".
Также Ярослав Городецкий рассказал, затронет ли эта стратегия CDN-операторов. "Обсуждаемые положения стратегии не учитывают наличия в России коммерческих сетей доставки контента (CDN), которых я представляю. Поэтому я очень надеюсь, что деятельность коммерческих CDN будет учтена в будущих версиях стратегии и в тех нормативных документах, которые будут приняты на ее основе. Мы как раз и являемся связующим звеном между телекомом и контентом, агрегируя трафик контент-провайдеров и размещая его на сетях операторов связи наиболее оптимальным образом - ведь мы более 10 лет работаем над алгоритмами балансировки нагрузки в сетях связи и имеем многочисленные патенты в этой области", - рассказал Ярослав Городецкий.
Павел Королев