В случае принятия проекта закона нововведения вступят в силу не ранее 1 сентября 2027 г.
На Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для общественного обсуждения Министерство финансов РФ разместило проект закона, дополняющий 149-ФЗ новой редакцией про электронный документооборот. На законодательном уровне Минфин предлагает ввести следующие дополнения:
1. Участниками информационного обмена являются юридические лица, ИП и госорганы, заключившие договор с оператором электронного документооборота (ЭДО).
2. Обмен документами происходит через информационные системы операторов ЭДО.
3. Юридическое лицо становится оператором ЭДО после внесения в реестр.
4. Для включения в реестр оператор должен соответствовать требованиям:
- быть юридическим лицом РФ;
- иметь лицензию на работу с криптографическими средствами;
- владеть аппаратными и программными средствами электронной подписи (ЭП);
- иметь телекоммуникационную инфраструктуру на территории РФ;
- чистые активы не менее 500 млн руб.
5. Срок записи в реестре операторов ЭДО - три года.
6. Основания для отказа во включении: несоответствие требованиям или недостоверная информация.
7. Федеральная налоговая служба (ФНС) ведет реестр в государственной информационной системе.
8. Порядок ведения реестра устанавливает правительство РФ.
В проекте Федерального закона также сказано, что оператор ЭДО обязан защищать информацию, обеспечивать идентификацию участников, резервировать и восстанавливать данные, блокировать несанкционированные действия, использовать сертифицированные средства защиты, соблюдать требования к защите персональных данных, передавать документы в госорганы при необходимости. "Правительство может установить дополнительные требования. ФНС и другие госорганы не подлежат проверке. Контроль за операторами ЭДО осуществляет ФНС в порядке, установленном ФЗ №248. Предметом контроля является соблюдение требований ФЗ и подзаконных актов. Исключения: госорганы, учреждения, предприятия, организации с участием РФ и другие участники единого информационного пространства государственного ЭДО", - сказано в документе.
Руководитель проектной группы электронного документооборота АО "ПФ "СКБ Контур" Роман Акимов подчеркнул, что ранее понятие оператора ЭДО было зафиксировано лишь на уровне приказа ФНС России (08.06.2021 № ЕД-7-26/546@), а не федерального закона. Он считает, что для отрасли это долгожданное изменение, поскольку операторы ЭДО давно де-факто стали элементами критической инфраструктуры, без которых бизнес-процессы часто тормозятся: "При этом нормативная база продолжает совершенствоваться - например, с 1 сентября 2026 г. вводится обязательность использования электронных перевозочных документов, в процессе должны участвовать и операторы. Конечно, необходимо регулировать их ответственность".
Ведущий менеджер ООО "МВС" направления "Среда ЭДО" Константин Архипов полагает, что появление данной статьи и четких формулировок относительно субъектов и операторов ЭДО отражает развитие электронного документооборота в целом как отрасли: "ЭДО в России стал более зрелым, и проект ФЗ скорее догоняет те факты, которые в той или иной мере оформились на практике. По моему мнению, такие дополнения - это юридически значимая поддержка отрасли и существенных корректировок деятельности не должно последовать. Мы масштабируем ЭДО горизонтально и переводим в цифру все большее число бизнес-процессов. Уточнения в ФЗ упростят этот процесс в применимых точках развития ЭДО".
Президент ООО "ДоксВижн" Владимир Андреев отметил, что проект нового закона прописывает некоторые дополнительные требования к операторам, в основном формальные: "Обязанность иметь инфраструктуру на территории РФ, наличие лицензии на криптографическую деятельность и т.п. Эти требования несколько осложнят возможность заниматься данной деятельностью, но не должны как-то повлиять на сложившийся рынок, так как существенная чистка рядов операторов ЭДО уже произошла ранее".
Руководитель группы сопровождения и внедрения проектов "Цитрос" ООО "СЛ Софт" (SL Soft FabricaONE.AI, акционер - ГК Softline) Юлия Ворожбицкая предполагает, что влияние закона после изменений будет значительным: "Вероятно, количество операторов на рынке сократится: не все смогут соответствовать новым требованиям. Следующий шаг - стандартизация ключевых процессов, которую государство сможет закрепить законодательно. Например, единообразие печатных форм для формализованных документов у всех операторов. С одной стороны, это повысит удобство и снизит риски для бизнеса. С другой - изменит характер конкуренции: операторы станут меньше различаться по функциональности, и акцент сместится в сторону ценовой конкуренции и качества сервиса".
Технический директор ООО "МД Аудит" (MD Audit - ГК Softline) Юрий Тюрин отметил, что если раньше электронный документооборот был преимущественно корпоративной практикой крупных компаний и пилотных проектов госорганов, то сегодня он стал массовым, охватывая малый и средний бизнес, бухгалтерский и налоговый учет: "Это потребовало единых стандартов для обеспечения совместимости систем, защиты персональных и финансовых данных и предотвращения злоупотреблений. Кроме того, цифровизация госуслуг и налогового администрирования делает ЭДО ключевым элементом взаимодействия бизнеса с государством. Создание правовой базы именно сейчас - это логичный шаг для упорядочивания рынка и минимизации рисков".
Специалист по информационной безопасности ООО "Рексофт" Наталья Кильдиярова считает, что ужесточение требований к операторам ЭДО в части защиты информации ожидаемо и в целом отражает суть всех последних изменений в нормативных правовых актах в сфере информационной безопасности - государство стремится к регулированию и контролю. "Операторов ЭДО ожидают затраты на выполнение требований, что может привести к увеличению стоимости услуг. Но это совершенно не означает, что оборот электронных документов снизится. Полагаю, что организации уже привыкли к удобству взаимодействия через ЭДО", - сказала Наталья Кильдиярова.
Алексей Миколенко
Павел Королев