Эксперты зафиксировали отток российских компаний с корпоративных почт Google и Microsoft. За год этот показатель в Gmail составил 26% пользователей, а в Outlook — 40%, следует из данных группы компаний «Рунити», с которыми ознакомились «Известия».
Сейчас же пользователи стали больше отдавать предпочтение отечественным e-mail-платформам. В частности, доменной почте российских хостинг-провайдеров. Речь идет о почтовых ящиках, которые привязываются к адресу сайта компании, отметили в «Рунити». Максимальный прирост произошел в сервисе хостингового и облачного провайдера «Рег.ру» — за год уровень регистраций увеличился на 22%. В доменной почте Beget приток составил 8%, в SpaceWeb — 7%, в R01 — 5%, в TimeWeb — 4%, добавили в компании.
Директор бизнес-юнита Mail.ru Андрей Сумин также рассказал «Известиям» о росте новых пользователей. По его словам, большая часть пришла в 2024 году — около 1,5 млн. В целом, средняя месячная аудитория почты за II квартал составила 49,6 млн пользователей.
— Год назад мы запустили новый домен для таких пользователей — xmail. Также обеспечили все необходимые инструменты для переноса данных с зарубежных ящиков: возможность сохранить прежнее имя ящика зарубежного почтового сервиса с новым адресом электронной почты, перенести все письма и вложения, а также получать письма и отправлять их с нового ящика, но от прежнего имени, — сказал он.
Согласно данным «Рунити», в настоящее время на корпоративных e-mail сервисах размещено 3 млн. Из них 31 тыс. — в зарубежных Gmail и Outlook. Ранее, по состоянию на июль 2023 года, этот показатель составлял 43 тыс. доменов.
Поведение западных IT-гигантов в последнее время уже не оставляет российскому бизнесу шансов, как минимум отсутствие технической поддержки и регулярных обновлений точно заставляют задуматься о переходе на отечественные решения, отметил депутат Госдумы Антон Немкин.
— Российские сервисы работают стабильно, гарантируя бесперебойный доступ и защиту данных. В случае что с Google, что с Microsoft никаких гарантий у пользователей нет. Из-за очередного витка русофобии бизнес, который продолжает пользоваться их решениями, может лишиться важной информации. На восстановление могут уйти годы, допускать этого, конечно, никто не хочет, поэтому и происходит стремительный отток, — сказал «Известиям» депутат.
По его словам, полноценный переход на отечественные решения может произойти уже в перспективе ближайших пары лет. Особенно если российские разработчики продолжат активно совершенствовать свои продукты.
Коммерческий директор SpaceWeb Алексей Шашкин считает, что полный уход с иностранных сервисов при этом вряд ли случится в ближайшее время, только если не будет принято каких-то решений по ограничению полного доступа к сервисам.
— В этом случае, конечно, смена поставщика на внутрироссийского станет неизбежна, — отметил Алексей Шашкин.
Российские платформы соблюдают законодательство, а это значит, что данные пользователей находятся под серьезной защитой, подчеркнул директор РАЭК Сергей Гребенников. Кроме того, важно, что отечественные сервисы имеют русскоязычный интерфейс и поддержку, что позволяет оперативнее реагировать на запросы и решать проблемы.
Перенос почтовых серверов — естественная часть перехода с зарубежного на отечественный хостинг. Этот процесс идет уже несколько лет — с момента введения первых антироссийских санкций и отказа части зарубежных хостинг-провайдеров от работы с россиянами, заявил директора Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев.
Однако в последнее время давление на российских пользователей вновь усилилось — в частности, компания Microsoft полностью отказалась от предоставления услуг российским организациям, а от Google ожидают новых недружественных действий, сказал эксперт.
Бизнесу важны предсказуемость, прозрачность и отсутствие рисков — этого зарубежные сервисы сейчас не гарантируют, поэтому процесс по переходу на отечественные решения, в том числе для организации корпоративной почты, необратим, резюмировал генеральный директор Timeweb Андрей Баширов.
Елизавета Крылова