Это решение, по мнению юристов, свидетельствует о гармонизации санкционного законодательства США и Европейского Союза, поскольку ранее аналогичный запрет был введен европейскими властями. Новые ограничения касаются не только самого программного обеспечения, но и его обновлений, а также связанных с ним услуг. Они распространяются на все российские организации независимо от их отраслевой принадлежности и наличия индивидуальных санкций.
Соединенные Штаты также расширили санкции против российского технологического сектора. Согласно документу, опубликованному в Федеральном регистре 12 июня, новые ограничения затрагивают несколько аспектов работы IT-рынка. Это включает в себя поставки промышленного программного обеспечения в Россию и Беларусь, предоставление IT-услуг физическим и юридическим лицам из России, а также ограничения для определенных российских компаний.
По новым правилам, которые вступят в силу через 90 дней после публикации, поставщики промышленного и бизнес-программного обеспечения из США должны будут получить экспортные лицензии для поставок в Россию и Беларусь как самого программного обеспечения, так и его обновлений. Это относится к программному обеспечению для промышленных процессов и управления предприятием, включая системы автоматизированного проектирования (САПР) и компьютерного дизайна (CAD), системы планирования ресурсов предприятия (ERP), управления и взаимодействия с клиентами (CRM) и бизнес-аналитики (BI) и другие.
Кроме того, Министерство торговли США ввело правило, запрещающее поставки в Россию без специальной лицензии программного обеспечения класса EAR99, который включает в себя потребительские товары и продукты. Хотя США уже контролировали поставки товаров этого класса, особенно если они предназначались для военного использования или военным конечным пользователям, новый документ расширяет эти ограничения. Ожидается, что Бюро промышленности и торговли (BIS) получит пять заявок в год на получение таких лицензий.
В дополнение к этому, американский Казначейство ввело блокирующие санкции против компаний электронной промышленности, включая производителей печатных плат "Резонит", телекоммуникационного оборудования "Микран", поставщиков "ДП Микрочип" и "ФабЦентр", производителя спутников SR Space и других.
Санкции вводят запрет на предоставление услуг, связанных с определенным программным обеспечением, а также на оказание консультационных услуг в области информационных технологий как для юридических лиц, так и для граждан.
Мария Удодова, старший юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation, объясняет, что данные ограничения касаются экспорта и реэкспорта программного обеспечения и применяются независимо от того, включен ли российский лицензиат в список SDN-list или черный список Министерства торговли США. Она также отмечает, что новые ограничения имеют сходство с теми, что были введены Европейским Союзом ранее.
Программное обеспечение для промышленности и управления предприятиями уже становилось объектом санкций со стороны Европейского Союза: 12-й пакет, введенный в декабре, включал запрет на доступ российских компаний к системам планирования ресурсов предприятия (ERP), бизнес-аналитики (BI) и управления взаимодействием с клиентами (CRM). С 20 июня у филиалов иностранных компаний в России истекает предоставленное право на использование таких программ. С 15 мая, сообщала группа Softline, российские компании столкнулись с приостановкой подписок на программное обеспечение от Microsoft: Visio Online, Project Online, Power BI.
Правила предусматривают, что под контроль США попадает и реэкспорт разработок с использованием американских технологий, даже если их доля составляет всего 10%, отмечает Денис Примаков, руководитель практики санкционного права и комплаенса АБ КИАП.
По мнению юриста адвокатского бюро NSP Глеба Бойко, новые ограничения могут повлиять на закупки американского программного обеспечения в третьих странах. Он считает, что некоторые иностранные поставщики могут счесть рискованным помощь в обходе санкций США.
Бойко также высказал мнение, что Бюро промышленности и торговли США (BIS) в большинстве случаев откажет в выдаче экспортных лицензий, за исключением случаев гуманитарного характера или обеспечения технологической безопасности.