Сбербанк рассказал о планах ввести единый способ оплаты лицом

В 2025 году появится единое решение, позволяющее клиентам любых банков оплачивать покупки биометрией, рассчитывают в «Сбере». Сейчас такой сервис «Сбер» и НСПК развивают параллельно. Но НСПК призывает «Сбер» вступить в ее систему

В 2025 году для всех российских банков может быть создано единое целевое решение для оплаты по биометрии с помощью лица. Об этом РБК рассказал директор дивизиона «Биометрия» Сбербанка Олег Евсеев. Он напомнил, что сейчас биоэквайринг параллельно развивают Сбербанк и Национальная система платежных карт (НСПК).

«Сейчас заплатить биометрией может только клиент «Сбера» в терминале «Сбера». Мы стремимся создать сервис, в котором гражданин нашей страны может оплачивать покупки биометрией независимо от того, клиентом какого банка он является, и до конца года реализуем данную возможность. В параллель НСПК готовится сделать то же самое и хранить у себя базу связок карты с биометрией. Эта фаза, которую мы вместе пройдем. В результате получим единое целевое решение для всех банков в 2025 году», — отметил Евсеев.

В настоящее время Сбербанк развивает биометрические платежи на базе своей эквайринговой сети. Банк установил 750 тыс. платежных устройств, считывающих биометрию, до конца года их число должно составить не менее 1 млн терминалов. Расплатиться таким образом могут только клиенты Сбербанка. Также в декабре 2024 года Сбербанк планирует запустить межбанковский биоэквайринг, когда расплатиться с помощью биометрии в терминалах «Сбера» смогут клиенты других кредитных организаций, говорил ранее РБК старший вице-президент «Сбера», руководитель блока «Транзакционный банкинг» Дмитрий Малых.

Что делает НСПК в сфере биоэквайринга

НСПК и Центр биометрических технологий (ЦБТ, оператор Единой биометрической системы) в этом году запустили пилотный проект по биоэквайрингу. К настоящему времени такой сервис доступен для пассажиров Казанского метрополитена. В ближайшей перспективе он будет масштабирован на торговые точки и заведения общепита, сообщил РБК представитель ЦБТ.

Как рассказал представитель НСПК, в рамках ЕБС функционал межбанковского взаимодействия для оплаты по биометрии уже реализован. «Чем быстрее банки, включая «Сбер», будут подключаться к межбанковской платформе биометрических сервисов, тем удобнее будет для всех россиян», — подчеркнул он, пояснив, что решение создано на базе равноудаленной инфраструктуры и позволяет всем гражданам оплачивать товары и услуги по биометрии независимо от того, клиентами какого банка они являются и в каком уголке страны проходит платеж.

«Любое решение в области биоэквайринга, в соответствии с законодательством, может быть реализовано только на инфраструктуре Единой биометрической системы. Это необходимое условие для того, чтобы обеспечить равный доступ к сервисам по биометрии клиентам любого банка», — указал представитель ЦБТ.

В пилотном проекте НСПК и ЦБТ участвуют десять банков-эмитентов, два из которых также являются эквайерами (принимают платежи), добавил представитель НСПК. «Уже проведены первые пилотные операции, в ближайшее время начнется масштабирование сервиса», — пояснил он. По данным РБК, в проекте участвуют ВТБ, Альфа-банк, Т-банк, ПСБ, Райффайзенбанк, Совкомбанк, «Русский стандарт», «Ак Барс» и МТС-банк.

Каким может быть единое решение по биоэквайрингу

Единое целевое решение может означать, что «Сбер», НСПК или любой другой оператор предоставят рынку решение, в результате чего банки-партнеры смогут получить технологию идентификации клиента и запустить платежный сценарий на основе биометрических данных, в результате клиенты смогут расплачиваться картой любого банка в терминале любого банка, как это сейчас работает с классическим эквайрингом, описывает ситуацию сооснователь консалтинговой компании Futureproof Егор Кривошея. Универсальное решение должно позволить расплачиваться биометрией в терминале любого банка, необязательно того, в котором у клиента открыт счет, соглашается партнер департамента финансового консультирования ДРТ Алексей Чаговец.

«Единое целевое решение в биоэквайринге дает технологическую инфраструктуру тем банкам, у которых ее нет и, скорее всего, она не появилась бы. Для торговых точек это тоже некоторое удобство, потому что они смогут предоставлять возможность оплатить биометрией в рамках своего договора эквайринга. Им не надо будет заключать договор с дополнительным банком для внедрения этого метода оплаты», — добавляет ведущий исследователь лаборатории блокчейн и финтех Школы управления «Сколково» Екатерина Семерикова.

Единая инфраструктура может сделать оплату биометрией комфортнее и тем самым стимулирует переход на данный метод оплаты, считает Семерикова: «Если сейчас биометрия доступна только клиентам конкретных банков, то с появлением единого решения клиенты всех банков смогут его использовать. Ровно та же история, как была с переводами по номеру телефона, когда универсальным решением стала СБП, а не единичные предложения от конкретных банков». ЦБ начал развивать СБП после того, как доминирующим игроком на рынке переводов по номеру телефона стал Сбербанк через сервис «Сбербанк.Онлайн».

На практике популярность такого решения будет зависеть не только от удобства для пользователей, но и от тарифов на эквайринг и уровня межбанковских комиссий, считает Чаговец. Он подчеркивает, что именно возможность контролировать тарифы являются главной мотивацией участников рынка для создания альтернативных платежных систем.

Евгения Чернышова

Тематики: Финансы, Безопасность

Ключевые слова: Сбербанк, биометрические системы, Система быстрых платежей