Согласно проекту закона, целями технологической политики являются обеспечение технологического суверенитета РФ, конкурентоспособности отечественной высокотехнологичной продукции и эффективности ее создания за счет внедрения технологических инноваций; ускоренное внедрение технологических инноваций для повышения качества и уровня жизни граждан РФ, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К субъектам, формирующим технологическую политику, согласно тексту законопроекта, относятся президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Банк России, Российская академия наук, исполнительные органы субъектов РФ.
"В проекте федерального закона учтены цели технологического развития, предусмотренные в концепции технологического развития на период до 2030 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 1315-р.", - сказано в пояснительной записке к законопроекту.
Финансовое обеспечение расходов на реализацию законопроекта будет в рамках государственных программ "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и "Научно-технологическое развитие РФ". Объем финансирования по указанным направлениям может составить 1,67 млрд. руб. за три года и отрегулируется с учетом решений президента РФ и правительства РФ в сфере обеспечения технологического лидерства России.
Заместитель министра экономического развития России Максим Колесников считает, что для достижения технологической независимости России необходимо сформировать перечни и классификаторы технологий, подготовить и реализовать планы по их развитию, управлять соответствующими показателями, вести реестры участников техразвития. "Это сформирует единую систему управления полным циклом разработки собственных технологий", - подчеркнул он.
Генеральный директор компании-разработчика "Базис" Давид Мартиросов рассказал корреспонденту ComNews, что уровень цифровизации в стране он бы оценил как высокий: "Российские сервисы — финансовые, государственные и другие — значительно превосходят большинство зарубежных аналогов по функциональности и удобству использования, а зачастую и по количеству пользователей. Отчасти это связано с высокой конкуренцией в отдельных сегментах рынка, например, в банковском. Отчасти — с желанием государства и общества упростить процессы взаимодействия, получения услуг, перевести их в цифровой формат".
Генеральный директор компании-разработчика и поставщика программного обеспечения для пользователей отечественных ОС на базе Linux Setere Group Олег Ивченков считает иначе: "Текущий технологический суверенитет у нас явно недостаточный. Хотя и разный по отраслям и лучше многих стран, но - недостаточный. И закон это исправляет системно, чем он уникален. Там три основные правовые новеллы. Первая – это создание правовой основы для реализации проектов технологического суверенитета. Речь изначально шла о крупнейших проектах на миллиарды рублей инвестиций, которые нацелены на создание конкретной продуктовой линейки. Вторая новелла касается проектов так называемых сквозных технологий, по которым не было нормативной базы для того, чтобы их реализовывать, и закон эту брешь закрывает. И не дает за искусственный интеллект выдавать алгоритмы ранжирования, например. И третья новелла – это постановка на прочную правовую базу развития малых технологических компаний. Закон предусматривает создание реестра таких компаний, который, с одной стороны, будет служить витриной для крупных инвесторов, а с другой стороны - обеспечивает концентрацию мер поддержки".
Максим Колесников рассказал о том, что в случае принятия законопроект позволит создать для российского рынка схему реализации капиталоемких проектов, по которым привлечется частное финансирование, и будет обеспечен долгосрочный спрос на продукцию. "В таком случае появятся фиксированные обязательства заказчика и исполнителя, карта технологической кооперации, а также возможность ставить конкретные задачи перед наукой по разработке технологий и квотировать на это бюджетные расходы", — пояснил замминистра Минэка.
Давид Мартиросов отметил, что в той или иной степени современные цифровые технологии используются во всех сферах и отраслях российской экономики.
"Объясняется это просто: они дают конкурентное преимущество за счет повышения качества товаров или услуг, оптимизации процессов, сокращения издержек и т.д. Но существует еще большее пространство для развития цифровизации, особенно в части применения искусственного интеллекта (ИИ). Например, в ИТ мы видим тенденцию на применение ИИ в роли помощника, который может писать, дорабатывать и проверять несложный код. В будущем роль таких помощников вырастет, и они смогут составить полноценную конкуренцию разработчикам. Аналогичные тенденции существуют в эксплуатации действующих информационных систем, где ИТ-специалисты выполняют понятный набор функций, часть которых уже может взять на себя ИИ. В перспективе похожие тенденции мы увидим в других сферах, например, в промышленности, где ИИ может взять и уже берет на себя контроль качества производства и т. д", - поведал Давид Мартиросов.
Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков считает, что законопроект пройдет все три чтения в Госдуме и будет одобрен Советом Федерации. "В пользу этого говорит источник его появления: это не частная инициатива одного депутата или даже группы парламентариев, а поручение президента. К тому же, сам предмет закона отвечает текущей политике государства, направленной на технологический и иные виды суверенитета, развитие внутреннего продукта и импортозамещение в разных сферах, включая промышленность и технологии", - отметил Павел Катков.
Алексей Миколенко